Из заявления экспертов следует, что не одному десятку представителей малого и среднего бизнеса (МСБ), которые работают сегодня в прибрежных регионах, из-за новой госпрограммы угрожает банкротство, пишет kp.ru.
Первый этап распределения инвестиционных квот пришелся на 2017 год. Некоторым предприятиям предоставили тогда 20 процентов общего допустимого улова (ОДУ) минтая и сельди, и на них легли следующие обязательства: приступить к возведению предприятий по переработке и закупить новые рыболовные суда.
Половина крабовых квот была разыграна в рамках аукциона, состоявшегося в 2019 году. Победителям предстояло приступить к строительству новых судов-краболовов. Рыбакам программа обошлась в солидные «инвестиции» – в суммарном размере около 403 миллиардов.
Официальные представители Минсельхоза РФ ранее анонсировали планы на следующий год. Ведомство намерено отдать под инвестквоты еще 24 процента ОДУ сельди, а также минтая. На аукцион выставят при этом остающиеся у предприятий 100 процентов моллюсков Дальнего Востока и половину «крабовых» квот.
Бюджет получит в итоге те же 200 миллиардов, заверили специалисты профильного ведомства. Второй этап предусматривает вложение участниками еще 300 миллиардов – они будут направлены на возведение новых судов и заводов, а также ряда иных объектов отраслевой инфраструктуры.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупредил, в свою очередь, о том, что принятие нового законопроекта в связи с отсутствием ресурса уже в 2023 году попросту остановит на Дальнем Востоке 39 объектов МСБ, добывающих морского гребешка и морского ежа, трубача и трепанга. Прекратят свою деятельность также 34 дальневосточных предприятия, специализирующихся на добыче краба, заявили в профильной комиссии РСПП.
Озвучили в Союзе и главную проблему: у предприятий просто нет денег для того, чтобы успешно конкурировать с гигантами отрасли.
Письмо с отрицательным отзывом на данный проект закона руководство РСПП направило российскому правительству в конце марта. В тексте была изложена схема урегулирования сложившейся ситуации. РСПП предложил поднять налоги посредством повышения ставок сбора за краба. Специалисты полагают, что бюджет в итоге получит те же 200 миллиардов, между тем, отраслевые структуры сохранят рабочие места и продолжат заниматься добычей.
Инициативу об утверждении второго этапа внедрения инвестквот не поддерживает и Общественная организация по защите малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Ее представители убеждены: решение повлечет за собой остановку свыше сотни субъектов МСБ. «ОПОРА РОССИИ» подсчитала суммарные их потери – они превысят 260 миллиардов.
Однако новая программа выгодна ряду крупных игроков, чье финансовое положение лучше. В 1990-х состоялись залоговые аукционы, и довольно солидные активы в итоге попали в частные руки.
Предприятия «выкупили» коммерческие банковские учреждения за государственные деньги. В одних руках в результате оказались целые отрасли. Банки сегодня «накачивают» частные структуры средствами, принадлежащими государству, и эти предприятия получают статус монополистов.
Важна в сложившейся ситуации позиция Счетной палаты, ранее указавшей на ряд серьезных недочетов аукционов. Специалисты профильного ведомства отметили, что не удалось достичь главных целей, а именно – повысить объемы поступлений финансов в местные бюджеты и развить конкуренцию. Аудиторы СП акцентировали внимание на том, что рынок почти не увидел новых игроков.
Если по результатам аудиторской проверки будет объявлено о том, что внедрение инвестиционных квот – не очень грамотное решение, а второй этап программы уже будет действовать, рыбная отрасль получит статус монополиста, а все квоты получат всего несколько предприятий. Последствия принятия документа очень интересуют Генпрокуратуру РФ, резюмировали эксперты.