Posted 19 мая 2022,, 11:37

Published 19 мая 2022,, 11:37

Modified 29 июля 2022,, 13:10

Updated 29 июля 2022,, 13:10

Как рассказать ребёнку о спецоперации: мнение психолога и версии родителей

19 мая 2022, 11:37
Как рассказать ребёнку о спецоперации и звуках взрывов, чтобы не травмировать? Надо ли об этом говорить? Что будет, если умолчать? Об этом и многом другом, не менее важном в это сложное время, рассказала детский психолог и родители, живущие в Белгородской области.
Сюжет
Дети

В ходе специальной военной операции не каждый взрослый человек может объяснить сам себе, что происходит и почему, чем ему это грозит и как отфильтровать необъятный поток информации, чтобы сделать собственные выводы и разобраться. Вопросов с каждым днём всё больше, как и нарастающего чувства тревоги.

Если в этом нелёгком положении у вас есть ещё и дети, количество «зачем» и «почему» можно смело умножать на два. При этом не каждый родитель готов рассказать своему чаду о происходящем, а кто-то просто не знает, как это лучше сделать, чтобы не травмировать психику ребёнка, не напугать. Кто-то даже по прошествии почти трёх месяцев выбирает позицию «лучше не делать ничего, чем сделать плохо».

Журналист «Бел.Ру» пообщалась с родителями детей, проживающих в Белгородской области, в том числе в приграничных сёлах. Они рассказали, как решились объяснить малышам, почему родители стали тревожнее, а за окнами периодически слышны страшные «бахи». Возможно, кому-то будет полезен их опыт. Также корреспондент связалась с детским психологом, чтобы узнать её мнение на этот счёт: с какого возраста стоит говорить о спецоперации на Украине, какие слова подобрать, стоит ли об этом вообще разговаривать с ребёнком и что будет, если не поговорить откровенно.

«Детский патриотизм – это что-то особенное»

Наталья живёт в городе Губкин Белгородской области, примерно в 150 км от границы с Украиной. С 24 февраля над городом летают самолёты и вертолёты. Пятилетний сын стал задавать вопросы.

«Решила не врать, но на тот момент сама ещё не всё осознавала, поэтому сказала просто, что летят [самолёты] на Украину. Потом рассказала про родственников из Донбасса, о том, почему они приехали жить в наш город. Рассказала, как наша тётя сидела в подвале, пока города разрушали», – поделилась с «Бел.Ру» Наталья.

Позже о спецоперации детям стали рассказывать в детсаду. Это стало заметно по рисункам, которые приносил оттуда сын Натальи – танки, самолёты и корабли с российской и украинской символикой.

Вообще детский патриотизм – это что-то особенное. В садике они рисовали картинки и писали письма солдатам. Сын очень этим гордился, считал себя частью чего-то большого и важного. Но недавно в ходе спецоперации погиб его крёстный. Тогда сын сказал: «Не надо было ему туда идти».Наталья, мама из Губкина

Женщина уточнила, что дома при ребёнке взрослые не включают новости. Считают, что того, что пятилетний ребёнок уже знает, достаточно для его возраста. Остальное – лишнее.

«Его расстроило, что он не сможет поехать к бабушке в Киев»

Мария (имя изменено по просьбе собеседницы) родилась и жила в Киеве, но восемь лет назад вышла замуж за мужчину из Белгорода, переехала и родила здесь сына. Сейчас мальчику восемь лет. Дома тему спецоперации семья не поднимает, чтобы не испугать ребёнка. Про происходящее он узнал в школе от одноклассников.

Он спросил, почему так происходит. Я сказала, что двое взрослых мужчин, которые управляют странами, поссорились и не могут договориться. Это удовлетворило любопытство ребёнка. Единственное, что его расстроило, – что из-за сложившейся ситуации он не сможет поехать летом к бабушке в Киев. Мария, мама восьмилетнего мальчика из Белгорода

«Я ему объяснила, что Украина не плохая, что там родилась я, учились его бабушка с дедушкой. Но там есть плохие люди»

Сыну Елены семь лет. О происходящем белгородка рассказала ребёнку сразу, 24 февраля. Семья живёт в областном центре, где с первого дня спецоперации были видны следы от самолётов в небе, слышны «хлопки» и громкие звуки пролетающих вертолётов.

«Я ему объяснила, что наша страна самая крутая и мощная, но нам завидует другая страна – Америка. Она подстроила так, чтобы мы поругались с нашими соседями. Про Америку рассказала ещё, когда объясняла, почему Lego больше не будет», – делится с «Бел.Ру» Елена.

На детских площадках многие подростки агрессивно говорят на эту тему. Слыша их разговоры, семилетний мальчик пришёл домой со словами «Украина плохая». Мама пояснила, что не всё так однозначно.

Я ему объяснила, что Украина не плохая, что там родилась я, учились его бабушка с дедушкой. Но там есть плохие люди, а наши солдаты с ними борются, чтоб люди жили мирно. Елена, мама из Белгорода

Чтобы рассказать о звуках взрывов, женщина нашла в интернете видео. Например, в выпусках познавательной телепередачи «Галилео» рассказывают и показывают, как самолёт преодолевает сверхзвуковой барьер. «Звук от самолёта и взрыва особо не различить ребёнку, поэтому ему этого было достаточно», – уточнила белгородка. Мальчик сначала немного испугался, но до паники не дошло – малыш увидел, что взрослые в его семье не паникуют.

Новости при нём мы не смотрим и особо не обсуждаем. Хотя если послушать детей на площадках, то это ужас! Что родители говорят, то дети и передают. Столько ненависти и негатива… Я категорически против разжигания в детях ненависти к Украине! Елена, мама из Белгорода

«Зачем обманывать детей? Нашим прадедам во время войны сказки не рассказывали»

Татьяна – многодетная мама из Прохоровского района Белгородской области (около 85 км от границы). У женщины пятеро разновозрастных детей – четыре сына и дочь. Один из них, пятилетний мальчик, сильно испугался звуков взрывов. Родители решили в первый же день рассказать о происходящем.

«Он прибежал в слезах со словами: «Нас что, убьют?». Мы объяснили, что это военные нас защищают. Сейчас, слыша ракеты, он не боится. Говорит, что наши полетели», – рассказывает женщина. Двое её старших сыновей после событий 24 февраля решили стать военными. У детей, как кажется Татьяне, ещё больше патриотизма, чем у взрослых.

Они должны всё понимать. И неважно, сколько им лет. Нашим прадедам во время Великой Отечественной войны сказки не рассказывали и у нас тогда был тыл даже из детей, которые работали. Это вклад в общую победу! Так и сейчас мы рассказываем детям о Донбассе, о важности истребления фашизма и вере в Родину. Татьяна, мама пятерых детей

«Если учитель сказал, что эвакуация, то вы садитесь в автобус и едете. Я потом вас найду»

Катерине из Белгорода 38 лет. 24 февраля она узнала о начале спецоперации от отца, а дети проснулись от «хлопков».

Что им сказать, я не знала. Говорила максимально спокойно: «Всем страшно. Но мы все вместе, мы справимся. У нас есть защитники – наши мужчины. От этих слов сын 7 лет даже взрослее стал: сказал, что будет защищать «своих девочек». Катерина, мама двоих детей

Дочь София – более эмоциональный ребёнок, к тому же ещё и астматик. Её пришлось обнимать и в прямом смысле укачивать. Но, чтобы не пугать детей, семья белгородки старалась жить обычной жизнью – взрослые пошли на работу, взяв младшего сына с собой, а дочь отправили в школу. Ещё после челябинского метеорита женщина играла со своими детьми в игру: видишь вспышку – прячься и закрывай лицо. Когда летали вертолеты, мама просила детей не выглядывать в окно.

Очень много обговаривали с ними, что воспитателя и учителя нужно слушать. Если учитель сказал, что эвакуация, то вы садитесь в автобус и едете. Я потом вас найду. Под присмотром взрослых будет безопаснее. Катерина, мама двоих детей

Как и семьи других наших собеседниц, Катерина с мужем не обсуждает при детях политические темы. Уточнила лишь, что есть родственники на Украине, с которыми испортились отношения. Это женщина объяснила детям так: «Нет плохих украинцев. Нет плохой национальности. Наши родственники не перестали быть нашими родными. Если братик или сестра ошибается, каждый из нас может злиться, но в беде не бросаем».

Психолог о спецоперации и детях: когда рассказывать, какими словами и чем грозит ребёнку молчание

Журналист «Бел.Ру» пообщалась с детским и семейным психологом Анной Киреевой. Специалист ответила на актуальные для родителей вопросы, возникшие у многих после событий 24 февраля. Публикуем её позицию в формате интервью.

Стоит ли рассказывать ребёнку о спецоперации?

Безусловно! Это нужно сделать, адаптировав информацию о происходящем для восприятия ребёнка.

С какого возраста уместно завести разговор об этом с ребёнком, чтобы не травмировать его психику?

Думаю, такой разговор будет уместен с ребёнком уже 4-5 лет и старше. Тем более, что эта тема очень многими детьми активно обсуждается в детских садах. Наивно полагать, что можно ребёнка уберечь в некоем информационном пузыре, когда взрослые сами находятся в ситуации большого напряжения.

Как правильно рассказать малышу о спецоперации?

С детьми помладше вполне будут уместны аналогии с какими-то историями из мультфильмов и сказок, где произошла какая-то ссора между героями, и эта ссора сопровождалась какими-то нападками, порчей игрушек, например.

Можно сказать, что иногда ссорятся между собой не только дети, взрослые, но и целые страны. Уточните, что есть специальные люди – политики, которые могут договориться о мире. Но бывает и так, что договориться у них не получается мирным путём.

Как рассказать о конфликтах между государствами подростку?

Важно сказать примерно то же: что такое случается, к сожалению, что это зависит от тех, кто стоит у власти каждой страны. С ребёнком постарше важно поговорить и о том, что он думает, что чувствует. Поделиться тем, что и вам тоже сейчас страшно, может быть. Объясните, что это нормальные чувства. И обязательно скажите ребёнку (и постарше, и помладше), что в случае опасности родитель знает, как себя вести, что делать.

Что будет, если не поговорить с ребёнком о спецоперации? К примеру, ребята во дворе могут рассказать, ребёнок испугается, замкнётся.

Да, риск такого развития событий очень велик. Как я уже сказала, многие дети активно эту тему обсуждают, даже играют в войну между Россией и Украиной. Риск, на мой взгляд, связан с тем, что ребёнок окажется лишён вашей поддержки из-за недостаточной искренности, открытости в общении между вами.

Что делать, если ребёнок уже узнал о происходящем не от родных, а от сверстников, после чего его поведение изменилось? Как исправить ситуацию?

В первую очередь искренне поговорить с ним о вашем беспокойстве, о том, что вы видите, как он изменился. Сказать, что любите и волнуетесь, что вы всегда рядом и готовы его поддержать. Если ребёнок практически не идёт на контакт с вами, вы чувствуете тревогу за его состояние, оптимальным будет решение обратиться за квалифицированной помощью к детскому психологу.

«Ребёнок будет бояться в любом случае. Это совершенно нормальная реакция в нынешней ситуации»

Мы посчитали нужным задать психологу пару отдельных вопросов, ответы на которые будут наиболее полезны родителям с приграничных территорий, которые уже несколько месяцев почти ежедневно слышат гул военной техники и взрывы.

Стоит ли говорить о спецоперации, если ребёнок сам не задаёт вопросов? Или лучше затронуть эту тему, когда, к примеру, будут слышны «хлопки» и ребёнок сам спросит?

Все вышеперечисленные рекомендации будут уместны и для семей, живущих в приграничной зоне. Конечно, не нужно говорить о том, что это «гром» или что-то далёкое от реальности. Всё равно ребёнок почувствует, как мама сжимается от такого «грома». Важно дать доступное объяснение без «сгущения красок»: «Да, в соседней стране сейчас происходят военные действия. Этот звук – от сбитой ракеты».

Нужно ли рассказывать ребёнку о правилах безопасности и поведения в неспокойное время? К примеру, что делать, если слышны «бахи»? Если да, то с какого возраста и как это лучше сделать, чтобы не напугать?

Ребёнок будет бояться в любом случае. Это нормальная реакция в нынешней ситуации. Что говорить о детях, если многие взрослые сейчас испытывают страх. Для ребёнка важнейшим является уравновешенное состояние его родителей. Чтобы он чувствовал, что, несмотря ни на что, есть те, кто о нём позаботится, что рядом с ним – сильный, заботливый взрослый.

Именно в таком состоянии важно родителю говорить ребёнку об осторожности и порядке действий в случае опасности. Я думаю, что с 4-5 лет об этом можно с ребёнком говорить. Опять же – без запугивания и сгущения красок вроде «мы все погибнем».

И в конце хочу пожелать сил нам всем – выдержать и пережить это непростое время.

"