Posted 31 марта 2022, 18:15

Published 31 марта 2022, 18:15

Modified 18 сентября 2022, 14:58

Updated 18 сентября 2022, 14:58

Белгородские учёные разработали новый способ обработки биметаллических материалов

31 марта 2022, 18:15
Стали, полученные по новой технологии, обладают уникальным сочетанием прочности и коррозионной стойкости и будут востребованы в производстве изделий нефтегазохимии и высокоскоростного транспорта.

Учёные Белгородского государственного университета разработали новый способ обработки биметаллических материалов, благодаря которому можно создать более совершенную конструкцию цистерны и таким образом, повысить безопасность транспортировки грузов в железнодорожных и автоцистернах. Исследования проведены в НИИ материаловедения и инновационных технологий в рамках программы стратегического развития НИУ «БелГУ» «Приоритет-2030».

По словам руководителя НИИ материаловедения и инновационных технологий НИУ «БелГУ», доктора физико-математических наук Рустама Кайбышева, разрешить противоречие между прочностными и коррозионными свойствами сталей и достичь оптимальных характеристик материала позволяет применение биметалла, в котором основной слой из низколегированной стали должен обладать высокой прочностью, а поверхностный слой будет представлять собой лист из коррозионностойкой высоколегированной стали. Используя деформационно-термическую обработку учёные получили биметаллический лист, который позволяет уменьшить толщину стенок котлов цистерн за счёт более высоких прочностных характеристик. В отличие от традиционных способов обработки биметаллов новая технология не требует применения специализированного и энергозатратного оборудования и имеет относительно невысокую себестоимость.

«Поставленная задача эффективно решается с помощью предложенного нами способа деформационно-термической обработки биметаллического материала. Разработка позволит получить уникальную комбинацию механических, технологических и эксплуатационных свойств в биметаллическом материале для применения в изделиях нефтегазохимии и высокоскоростного транспорта, работающих в экстремальных условиях эксплуатации, в том числе в агрессивных средах», — отмечает Рустам Оскарович.

Подпишитесь