Posted 1 февраля 2022,, 06:20

Published 1 февраля 2022,, 06:20

Modified 18 сентября 2022,, 14:43

Updated 18 сентября 2022,, 14:43

Михаил Несветайло: Нужно взять лучшее, что было в советской системе облпотребсоюзов

1 февраля 2022, 06:20
Бизнесмен, общественный деятель, депутат Белгородской областной думы Михаил Несветайло рассказал РБК, какие законы рассматривались в 2021 году, почему сейчас важно развивать розничную торговлю и о перспективах роста ювелирного бизнеса.

Михаил, в прошлом году вы впервые стали депутатом Белгородской областной думы. Совпали ли ваши ожидания от работы депутатом с реальностью?

В настоящее время происходят стремительные изменения во всех сферах жизни общества. Они затрагивают как экономику, так и законотворческую деятельность. Если говорить о региональном парламенте предыдущего созыва, то, на мой взгляд, он был более консервативным. Сегодняшняя дума Белгородской области — площадка для открытой дискуссии, где обсуждаются острые и актуальные вопросы. Парламентарии рассматривают и принимают важные и своевременные законы, без которых было бы невозможно устойчивое социально-экономическое развитие региона. Что касается моих личных ожиданий, не думал, что мы стартуем прямо с места в карьер, но именно так и произошло. Сейчас в думе седьмого созыва идёт очень живая и продуктивная законотворческая деятельность, основная цель которой — повышение качества жизни белгородцев.

— Какие важные законодательные инициативы приняты в этом году, и в каких конкретно законопроектах вы принимали участие?

— В этом году комитетом по экономике и торговле внесён на рассмотрение законопроект о поддержке розничной торговли в малых сёлах региона. Сегодня в сельских поселениях с населением до 1 тыс. человек, а таких в области более 50, существует дефицит торговых точек, который вызван, прежде всего, тем, что предпринимателям невыгодно осуществлять торговлю в данных сельских поселениях: значительные расходы, связанные с налогами и арендой, низкая доходность, в виду малочисленности населения. На практике выходит так, что люди ездят в соседние сёла за продуктами питания, не говоря уже о продовольственных товарах. Теперь благодаря внесённым поправкам с 2022 года владельцы сельских магазинов освобождены от уплаты имущественного налога. Эта мера поможет не только поддержать малый бизнес, увеличить количество торговых предприятий в малочисленных сельских поселениях, но и будет стимулировать предпринимателей к приобретению коммерческого имущества.

В 2021 году неоднократно жители сельских поселений Грайворонского и Борисовского районов обращались ко мне как депутату с просьбой оказать содействие в открытии продуктового магазина, указывая на то, что местные предприниматели отказываются осуществлять там торговлю. Данный факт указывает на актуальность данного вопроса.

Кроме того, внесены изменения в региональный закон о налоге на имущество организаций. Так, были расширены условия для получения налоговых преференций для управляющих компаний и резидентов промпарков Белгородской области. В частности, отменены ограничения, связанные с датой их регистрации в качестве юридического лица. До этого получить налоговые льготы могли только те компании, которые были зарегистрированы не ранее 1 января 2018 года. Сейчас УК и резиденты смогут воспользоваться нулевой ставкой на имущество в течение пяти лет с момента регистрации. Считаю, что это очень существенная поддержка для предпринимательского сообщества.

— Расскажите о своём округе, с какими чаще всего проблемами обращаются жители?

— Мой округ включает Грайворонский, Краснояружский и Борисовский районы — это сельскохозяйственные территории и большинство проблем, с которыми обращаются жители, носят аграрный характер.

В целом, приходится заниматься широким кругом вопросов. Сейчас очень большая проблема, которую необходимо решать — отсутствие в удалённых населённых пунктах сотовой связи. Операторы не хотят ставить там вышку, потому что это вложения очень долго не окупятся. Люди живут без Интернета и мобильной связи. Чтобы позвонить, им приходится пользоваться единственным на всё село стационарным телефоном в местном ДК. Мы рассматриваем возможность частичной или полной компенсации затрат оператору на строительство сотовой вышки. Вопрос поддержала председатель областной думы Ольга Павлова. В ближайшее время планируем выйти с законодательной инициативой.

Вторая актуальная проблема — обеспечение жителей чистой питьевой водой. По инициативе губернатора Вячеслава Гладкова в области уже действует соответствующая программа, в рамках которой предусмотрено серьёзное финансирование на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения. Надеемся, что в течение трёх лет проблема с водой в регионе будет полностью решена.

— Сейчас депутаты областной думы рассматривают ряд законопроектов для поддержки малого предпринимательства. Как эти решения должны помочь малому бизнесу?

— В настоящее время в экономически развитых странах доля малого и среднего бизнеса достигает более 30-40%. В то время как в России этот показатель по-прежнему крайне мал. Конечно, большой бизнес приносит большие деньги с точки зрения налогов, обеспечивает рабочие места и развивает регионы. Но, МСП также играет важную роль в современной экономике страны. Сегодня перед государством стоит задача довести долю малого и среднего бизнеса в России до 40% к 2030 году.

Чтобы субъекты предпринимательской деятельности эффективно развивались, необходимо снижать административные барьеры, административную нагрузку на бизнес. Сейчас в данном направлении ведётся активная работа. Также мы продолжаем рассматривать вопросы о расширении мер поддержки бизнеса — уменьшение налоговых ставок, предоставление льгот по налогу на недвижимость, субсидирование отдельных социально значимых сегментов МСП и другое.

— В региональном парламенте вы возглавили комитет по экономике и торговле. Какие основные проблемы были в фокусе внимания комитета в этом году?

— Сразу скажу, что я также являюсь руководителем Ассоциации рынков и ярмарок Белгородской области. На данный момент самый существенный вопрос, который волнует нас — это превалирование доли гипермаркетов в структуре оборота торговли. И на этом фоне сокращение количества розничных рынков и ярмарок, а также фактически полное отсутствие потребкооперации среди мелких фермерских хозяйств и личных подворий. Если раньше там продавалось подавляющее большинство продукции, то сейчас только порядка 10% от рынка сбыта в целом.

Как я уже говорил, попасть на полки крупных торговых сетей фермерам практически невозможно. Реализовать свою продукцию они могут лишь на продовольственных рынках и ярмарках. Сегодня действующий федеральный закон № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» ставит рынки и ярмарки в неравные условия с торговыми сетями. Документ устанавливает порядок организации, обустройства, оборудования и содержания таких объектов торговли, порядок предоставления мест и т. д. В свою очередь, в нём содержится достаточно много избыточных административных и иных ограничений, предъявляемых к организации и деятельности розничных рынков. К примеру, чтобы получить разрешение на открытие рынка, необходимо собрать огромный перечень документов. Или разрешительный порядок организации торгового объекта — сейчас разрешение выдается на срок не более пяти лет. Еще одно требование — план размещения торговых мест должен быть согласован с множеством контролирующих органов от пожарных до санинспекции. Перечислять можно долго.

Все это, безусловно, привело к закрытию части розничных рынков. Так, на данный момент в России ликвидировано порядка трех тысяч таких объектов розничной торговли. В то же время количество магазинов крупных продуктовых ритейлеров продолжает неуклонно расти.

Люди, чтобы продать свою продукцию, выращенную в личных подсобных хозяйствах, были вынуждены выходить на обочины дорог. А это несанкционированная торговля, причем без соблюдения санитарных норм.

В свою очередь оставшиеся рынки и ярмарки несли большие финансовые потери из-за возросшего административного давления. Например, миграционная служба могла приостановить работу торговой точки до 30 суток, если поймали грузчика без гражданства.

Наша ассоциация выступила с инициативой создать небольшие социальные ярмарки в регионе, где местные жители могли бы реализовывать собственную продукцию со своих огородов. Первая площадка открыта в Белгороде в середине лета прошлого года. На сегодня на территории Белгородской области действуют 18 социальных объектов торговли. Эта практика очень хорошо зарекомендовала себя с точки зрения сбыта продукции местного производства и стабилизации цен на социально значимые продукты питания. Планируем и в дальнейшем развивать данное направление.

Совместно с Союзом рынков России сейчас активно прорабатываем вопрос о корректировке закона № 271. Нас уже поддержали Минпромторг России и Минэкономразвития. Надеемся, что в ближайшее время решение будет принято.

Еще в числе острых вопросов можно выделить отсутствие качественной складской логистической системы. На данный момент в стране наблюдается недостаток складских комплексов. Эта проблема характерна и для Белгородской области. Мы должны понимать, что достаточное количество овощехранилищ позволяет сохранить стабильную цену на продукты в среднем по году. Как решить эту проблему? Думаю, необходимо вернуться к системе, когда государство самостоятельно строило такие хранилища, и в них закладывался весь выращенный урожай. Затем он реализовывался через сеть социальных точек. Причем государство устанавливало и регулировало цены. Да, это уже не рыночная экономика. Но в сегодняшних реалиях, когда значительная часть населения находится за чертой бедности, было бы правильно возродить такой механизм, пока ситуация не изменится.

— Ранее в публичных выступлениях вы говорили о стратегии продовольственной безопасности. В чем вы видите решение этого вопроса?

— Во-первых, через такой механизм, как госрегулирование цен на социально значимые продукты питания, которые составляют продовольственную корзину. Во-вторых, крупные каналы сбыта должны находиться под контролем государства, необходимо разработать систему господдержки, в частности возможность распределения государственного заказа, предоставление субсидирования. На сегодня более 80% трафика продаж приходится на три федеральных продуктовых ретейла. Мы понимаем, что сложившаяся тенденция в основном негативно влияет на региональный малый бизнес. Небольшим производителям, как правило, практически невозможно договориться с супермаркетами о взаимовыгодных условиях.

Также нельзя игнорировать и тот факт, что, к сожалению, большинство фермеров не имеют четкого понимания рынка сбыта. Если они не смогли реализовать свою продукцию на рынке, им зачастую негде больше ее продавать и хранить. Поэтому, считаю, было бы правильно всю цепочку от производства до сбыта выстраивать при поддержке государства. Данную проблему мы не раз обсуждали с коллегами-депутатами, и намерены выйти с рядом законодательных инициатив. Будут ли они приняты или нет — вопрос пока открытый.

— В конце интервью хотелось бы затронуть тему бизнеса. В этом году вы приобрели ювелирного ритейлера «Адамас» вместе с собственным производством в Москве. Ожидаете ли роста доли компании на ювелирном рынке? Расскажите, какие сейчас у вас планы в части производства? И какие перспективы развития предприятия вы видите?

— «Адамас» является одной из самых известных в России ювелирных компаний, которая имеет не только собственное высокотехнологичное производство, но и крупную торговую сеть. Только на 2021 год в нее входило почти 170 магазинов в более чем 60 городах России. Компания, испытывающая серьезные проблемы, долгое время не могла найти собственника, готового зайти в такой актив.

Вместе с партнером Эдуардом Бендерским мы решили выкупить ювелирную сеть и перезапустить ее. «Адамас» достаточно сильная торговая марка на ювелирном рынке. Когда провели исследования, были поражены — бренд занял второе место по узнаваемости в российских городах-миллионниках. Это уникальное производство: начиная от изготовления олимпийских медалей и заканчивая ювелирными украшениями всех ассортиментных категорий.

В ближайших перспективах — стабилизировать все бизнес-процессы и вывести компанию на новый уровень. Безусловно, мы сохраним коллектив и производство. Часть парка станков передислоцируем на белгородскую площадку. В 2022 году планируем закупить дополнительное оборудование. Также в числе наших стратегических задач — продолжить экспансивный рост сети на ювелирном рынке. Изначально рассчитывали в среднем открывать по 50-70 новых магазинов ежегодно. Но в связи с пандемией, первоначальные планы по масштабированию бизнеса, конечно, пришлось скорректировать. Сейчас планируем запустить порядка 30-40 торговых точек. Между тем, если ситуация с пандемией стабилизируется, то 2023 год станет для нас прорывным в плане расширения географии присутствия нашей сети.

Убежден, что синергия ресурсов белгородского ювелирного завода SVETLOV и «Адамас» обеспечит нам устойчивое развитие и позволит войти в тройку крупнейших ювелирных игроков на российском рынке.

"