Posted 7 декабря 2021, 11:31

Published 7 декабря 2021, 11:31

Modified 20 августа, 02:40

Updated 20 августа, 02:40

Чиновники отказались закрыть пансионат для собак в Белгороде, несмотря на нарушения

7 декабря 2021, 11:31
Руководитель управления ветеринарии после того, как зоозащитники отправили жалобу депутату Госдумы на плохое питание, высокую смертность, отсутствие водопровода и антисанитарию в пансионате для бездомных собак в Белгороде, отказался даже временно закрыть муниципальное учреждение.

В то же время ведомство подавало в суд иск с требованием о ликвидации приюта, созданного частным лицом, у которого даже не было обнаружено фактов антисанитарии и животные были сытыми и ухоженными.

Общественные инспекторы в области обращения с животными написали коллективную жалобу депутату Госдумы, члену комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, коммунисту Олегу Лебедеву на условия содержания собак в белгородском муниципальном пансионате для безнадзорных животных, который находится в Промышленном проезде.

Жалобы депутату Госдумы не принесли результата

Зоозащитники рассказали, что собак кормят кашей с трубчатыми куриными костями, на еду для одной собаки выделяют всего один рубль в день, в помещениях нет водопровода и канализации, фекалии убирают лопатой или смывают привозной водой из лейки, а в вольерах стоит невыносимый запах. Также инспекторы предоставили депутату официальную информацию о количестве умерших и усыплённых собак и заявили, что показатели слишком высокие. Зоозащитники рассказали Лебедеву и об отсутствии кинолога в штате пансионата, и о том, что в отсутствие кинолога сотрудники заведения не могли зайти к агрессивным собакам, чтобы накормить и напоить их. Инспекторы попросили народного избранника помочь наказать виновных и закрыть заведение, которое приобрело известность из-за массовых усыплений собак и высоких показателей смертности, по мнению зоозащитников. Белгородцы рассказали депутату, что прокуратура не подаёт в суд на муниципальное учреждение, чтобы прекратить его деятельность по решению суда.

Депутат написал запросы в надзорные органы про эти и другие нарушения. Начальник управления ветеринарии Белгородской области Данила Карайченцев, который по долгу службы обязан следить за работой приютов, ответил на депутатский запрос.

Данила Карайченцев написал зоозащитникам, что в период с 20 по 22 октября была проведена плановая проверка пансионата. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений обязательных требований законодательства. Каких именно, руководитель надзорного ведомства не указал. Карайченцев написал лишь, что ведомство признало лишь часть нарушений, связанных с содержанием животных в помещении для карантина. Напомним, зоозащитники пожаловались на то, что щенков содержат не в помещении для карантина, а в вольере, где стоит запах собачьей мочи, а в помещении для карантина долгое время были заперты собаки, которых хозяйка сдала в пансионат из-за жалоб соседей на большое количество животных.

Поскольку собаки были агрессивными, сотрудники пансионата не могли регулярно их кормить и поить и ждали приезда бывшей хозяйки, пока собаки сидели полуголодные в грязных вольерах. Кроме того, помещение для карантина, вопреки нормам закона, не отапливалось. Управление ветеринарии выдало предписание об устранении нарушений в срок до 13 ноября. Руководство пансионата должно устранить нарушения, допущенные при содержании (не указано, какие именно); нарушения, связанные с вакцинацией и стерилизацией (на момент проверок в пансионате уволился ветеринар и собак не стерилизовали).

Проверка документов финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Управление Белгорблагоустройство», по заявлению руководства управления ветеринарии, не входит в их компетенцию. Зоозащитники также отправили жалобы в городскую, областную и Генпрокуратуру, а также в Министерство финансов РФ, Росфинмониторинг, Роспотребнадзор, Росприроднадзор и ждут ответы. Часть жалоб были «спущены вниз» в региональный департамент АПК и управление ветеринарии.

Закрытие пансионата не планируется

Реконструировать пансионат, по мнению руководителя управления ветеринарии Данилы Карайченцева, нет необходимости. «Кардинальных работ по реконструкции объектов … не усматривается», — написал руководитель надзорного ведомства в своём ответе. Карайченцев заявил, что обустроить помещения для хранения опилок, сена и другого постилочного материала, установить дезинфекционный барьер возможно и без закрытия пансионата. Дезбарьеры в виде ковриков на входе в пансионат и в карантинное помещение, к слову, были установлены ещё после первых жалоб зоозащитников в сентябре этого года. Осталось лишь положить коврики в других местах, в том числе возле кухни. Но дезбарьеры — лишь малая часть проблемы.

На вопрос по поводу закрытия или приостановления деятельности муниципального учреждения Карайченцев ничего конкретного не ответил. Стоит отметить, что прокуратура и управление ветеринарии могут подать иск в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц в случае обнаружения нарушений в работе официально зарегистрированных приютов и так называемых незаконных приютов, которыми власть имущие называют передержки для бездомных животных, созданные волонтёрами в своих домах и квартирах.

Суд может вынести решение о временном запрете деятельности официально оформленного приюта до устранения нарушений, как это было в случае с курским приютом «Милена», либо вынести решение о ликвидации приюта в случае, если нарушения, по мнению судьи, устранить невозможно. К примеру, по иску управления ветеринарии региона суд вынес решение о ликвидации приюта в частном доме волонтёра Натальи Пчёлкиной. Представитель управления ветеринарии в суде заявил, что нахождение приюта рядом с другими жилыми домами, которые отделены лишь забором, незаконно. В случае с муниципальным пансионатом за забором заведения находятся производственные помещения и двор Белгорблагоустройства, где хранится техника, где находятся сотрудники муниципального учреждения, занимающиеся благоустройством и уборкой городских улиц. Пансионат является частью муниципального учреждения «Белгорблагоустройство» и расположен на его территории. Помещения пансионата, в отличие от помещений современных приютов, не оборудованы водопроводом, канализацией. Пол в помещениях не имеет уклона для того, чтобы вода вместе с отходами жизнедеятельности сливалась из вольеров в проход. Экскременты либо убирают лопатой, либо смывают из лейки. Через пансионат ранее в год проходили тысячи собак, а сейчас — сотни.

Кроме того, участок, на котором находится пансионат, по данным федеральной кадастровой палаты, имеет вид разрешённого использования «Для эксплуатации зданий и сооружений (производственной базы)» и расположен на земле, имеющей категорию «Земли населённых пунктов». В ответе на редакционный запрос ведомство указало, что в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 19.11.2021 отсутствуют сведения о земельном участке с видом разрешённого использования «Приюты для животных», расположенного по адресу: Белгород, Промышленный проезд, 12. Чиновники из кадастровой палаты заявили, что не обязаны заниматься подготовкой ответов по вопросам целевого использования земельных участков на территории области, и поэтому отправили запрос редакции в мэрию Белгорода. Мэрия, в свою очередь, всё ещё занимается подготовкой ответа на этот запрос.

Целесообразны ли траты бюджетных средств?

Редакция ИА «Бел.Ру» отправила запрос в администрацию Белгорода и задала вопросы о затратах на ремонт пансионата в 2020 году. В том числе вопрос о том, насколько целесообразно тратить 5 млн 290,9 тыс. рублей на ремонт в пансионате, если он находится на территории муниципального предприятия по соседству с помещениями, где хранится техника для уборки улиц, где находятся дворники, садовники и прочий персонал Белгорблагоустройства.

Также редакция попросила предоставить технические задания на ремонт пансионата и на закупку оборудования, названия компаний, выполнивших работы по ремонту пансионата с указанием видов работ. Мэрия отказалась предоставлять техзадания, сославшись на то, что их можно найти в интернете, а на вопрос о целесообразности трат бюджетных средств ответила, что ремонт и поставка оборудования проводились в отсутствие иной возможности организации необходимых условий для решения задач по борьбе с безнадзорностью животных и предотвращения заболеваемости бешенством.

Приют или не приют?

По мнению чиновников, пансионат соответствует требованиям, предъявляемым к приютам.

Напомним, ранее и. о. руководителя Белгорблагоустройства (муниципальное учреждение, которым руководит мэрия) Андрей Смирнов (теперь уже бывший) написал зоозащитникам, что пансионат не является приютом для длительного содержания животных. ИА «Бел.Ру» задало мэрии резонный вопрос о том, на каком же основании в пансионате содержатся отловленные собаки, если, согласно ст. 18 ФЗ «Об ответственном отношении к животным», содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается. Мэрия в ответ написала, что пансионат требованиям закона соответствует.

Зоозащитники также ждут новые ответы из надзорных органов по поводу жалоб на антисанитарию и питание животных. Как уже сообщалось, на еду для одной собаки выделяется около рубля в день. Собак кормят кашей с трубчатыми куриными костями, что опасно для жизни и здоровья животных. Кухня в пансионате соединена общим коридором с помещением, где находятся вольеры и нет водопровода. Во время визита зоозащитники сняли на видео грязную кухню, мясо, лежащее на полу и отсутствие коврика — дезбарьера перед входом на кухню. Эти факты тоже почему-то не послужили весомыми аргументами для закрытия пансионата и проверки финансовой деятельности муниципального учреждения.

Идите на три буквы

Директор пансионата для безнадзорных животных Нина Лобанова тоже неохотно отвечает на вопросы инспекторов и журналистов и возмущается, когда её снимают на камеру на рабочем месте. Если на рабочем месте Лобанова хотя бы не выражается нецензурными словами, то по телефону руководитель муниципального учреждения не сдерживает эмоций: в октябре этого года после вопросов общественного инспектора Юлии Киселёвой о судьбе одной из собак, которую отдала в пансионат хозяйка (официально руководство пансионата и управления ветеринарии заявляло, что от частных лиц животных не берут), начальница муниципального заведения послала инспектора на три буквы прямым текстом и бросила трубку (аудиозапись разговора имеется в распоряжении редакции).

Общественным инспекторам-зоозащитникам с трудом удаётся пройти на территорию пансионата для безнадзорных животных: после визита к руководителю Белгорблагоустройства, который посоветовал не писать жалобы, а после отказа зоозащитников пообещал, что их больше не пустят в подконтрольное ему заведение, 29 октября инспекторам пришлось почти час ждать у ворот. Сотрудники Белгорблагоустройства заявили, что начальство не велело пускать в пансионат кого-то без их позволения. И это притом, что общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право при предъявлении удостоверения посещать приюты в рабочее время без согласования с руководством приюта. Сотрудница приюта, когда зоозащитники пытались войти внутрь, вытолкала их и закрыла ворота.

Откуда трупы?

Спустя некоторое время после звонков руководству пансионата и Белгорблагоустройства инспекторов всё же пустили внутрь. Один из отловщиков скандалил с инспекторами и корреспондентом ИА «Бел.Ру» и заявил, что они мешают работать и пишут жалобы, тогда как в пансионате хорошие условия. Мужчина требовал прекратить съёмку и заверил, что животных при отлове специально не убивают: они порой умирают, не выходя из наркоза, поскольку находятся в стрессе, когда за ними гоняются отловщики, а потому организм может не выдержать нагрузки. Почему в других приютах нет столь печальной статистики смертности, отловщик пояснить не смог. Он заявил на камеру, что самостоятельно определяет дозу и заряжает шприцы, а затем стреляет в собак из дротиков с транквилизатором.

Общественные инспекторы во время последнего визита 29 октября увидели в помещении для хранения биологических отходов трупы собак и труп кошки. Собаки, по мнению зоозащитников, были ухоженные, упитанные и похожие на домашних. Сотрудники, которые сопровождали инспекторов и корреспондента ИА «Бел.Ру», не ответили на вопрос, откуда эти трупы.

Двойные стандарты?

Общественный инспектор в области обращения с животными Марина Солоник заявила ИА «Бел.Ру», что не первый год пишет жалобы о нарушениях в сфере зоозащиты и считает, что добиться наказания для частных лиц за аналогичные или даже меньшие нарушения гораздо проще, чем для представителей муниципальных учреждений:

«Курскую компанию “Милена”, которая занимается отловом собак и в Белгородской области, после жалоб зоозащитников хотя бы обязали устранить кое-какие нарушения и приостановили деятельность до их устранения. И в суд подали. Правда, в этом случае в суд подала прокуратура Фатежского района Курской области, а не белгородские прокуроры. Частное лицо — волонтёра — белгородское управление ветеринарии засудило из-за нелегального приюта во дворе. Нелегального, по мнению чиновников. У волонтёра грязи во дворе не нашли, собаки там были накормлены как следует. Но управление ветеринарии пошло в суд! Почему сейчас чиновники из этого управления не подают иск к муниципальному приюту? У волонтёра не на том месте находился как бы приют, здесь муниципальный приют, во-первых, на земле, которая не имеет вида разрешённого использования Приюты для животных. В справочнике кодов общероссийских классификаторов видов разрешённого использования земельных участков указано, что приюты размещают на участках с кодом 3.10.2.

Код — это числовое обозначение вида разрешённого использования земельного участка. Кадастровая палата в данном случае отвечает, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с видом разрешённого использования Приюты для животных по адресу: Промышленный проезд, 12. Там другой вид разрешённого использования, предназначенный для производственной базы. На каком же основании там расположен приют? Почему мэрия до сих пор не ответила на этот вопрос?

Отсутствие водопровода для чиновников и прокуратуры — тоже не аргумент. Поливают из лейки — и ладно! Зачем закрывать и наказывать? Тем более что департамент АПК и управление ветеринарии много лет курируют пансионат. Надо же тогда и кураторов наказывать. А жалобы наши в прокуратуру, депутатам и разные надзорные органы спускаются вниз, к тому самому Карайченцеву из управления ветеринарии и Щедриной из департамента АПК. Замкнутый круг! Собакам еду покупают на рубль в день, отмыть экскременты водой из шланга нет возможности, и заведение продолжает работать, а кураторы не наказаны за жестокое обращение с животными и антисанитарию. Это же они организуют экскурсии для прессы и нам, зоозащитникам, вещают, что в пансионате всё по закону!» — возмущается общественный инспектор.

Денег нет, держитесь, собаки!

Мэрия Белгорода ответила лишь на часть вопросов о затратах на ремонт пансионата. К цифрам, указанным в ответе, у общественного инспектора тоже возникло много вопросов:

«Почему чиновники из мэрии не хотят показать техзадание и озвучить, на что именно и какие суммы были потрачены? Почему нам, общественным инспекторам, ни разу не показали операционный кабинет, на оборудование для которого и на оборудование для смотрового кабинета в 2020 году потрачено 2 млн 254 тысячи рублей? Плюс на мебель для смотрового кабинета на сумму 61 200 рублей.

Нет техзадания, соответственно, мы не можем посчитать, сколько что стоит по реальным расценкам. Ещё был ремонт кормокухни, той самой, где мы увидели мясо на грязном полу. Потрачено 288 тысяч рублей. Я видела эту кухню и мне непонятно, что там купили на такую сумму. Построили вольеры на сумму 1 млн 343 тысячи рублей и ещё на сооружение внутренних систем вентиляции 736 тысяч рублей. И ещё площадка для выгула за 37,5 тыс. рублей, гулять на которой с собаками, по признанию сотрудников пансионата, им некогда. И зачем потрачено 5 млн 290,9 тыс. рублей, если там вид разрешённого землепользования, предназначенный для производственной базы, а не для приюта? Странный аргумент — «отсутствие иной возможности»! Подобные траты напоминают мне попытки закрыть дыры на лохмотьях новыми заплатками, вместо того, чтобы выбросить эти лохмотья и сшить новое! Ничего себе заплатка в пять с лишним миллионов! Денег нет, держитесь, собаки! Вот вам по рублю на еду и грязные вольеры!» — возмущается Марина Солоник.

Как уже сообщало ИА «Бел.Ру», в городском бюджете нашлись средства на премии для мэра и председателя горсовета. Также депутаты горсовета большинством голосов решили повысить зарплату председателю городского совета Ольге Медведевой на 258 000 рублей в год. Кроме того, детям чиновников выделили муниципальные квартиры, в то время как малообеспеченные белгородцы десятилетиями стоят в очереди и не могут дождаться выделения им хоть какой-то жилплощади. И при этом муниципальный приют на улице Коммунальной в 2021 году построили на средства спонсора, а не на бюджетные деньги. В приюте содержатся только собаки. Для кошек в Белгороде нет ни одного приюта.

Подпишитесь