По оценке «Русагротранса», доля железной дороги в транспортировке зерна увеличивается, несмотря на снижение общего объема экспорта, и к концу года этот показатель может составить свыше 30 процентов.
«Коммерсантъ» пишет, что дополнительное сезонное увеличение ожидается зимой, а запрет рейдовой перевалки в порту Кавказ будет способствовать этому в долгосрочной перспективе. Однако потенциальное смещение отправок на юг создает угрозу для этого, поскольку там поставки в основном обслуживаются автомобильным транспортом.
Отмечается, что в период с июля по ноябрь текущего года Российская Федерация экспортировала более 21 миллиона тонн зерна. За аналогичный период прошлого года данный показатель составлял 25 миллионов тонн. Информация предоставлена аналитическим центром «Русагротранса» — крупнейшего оператора зерновозов в стране.
По состоянию на середину ноября Россия вывезла почти половину прогнозируемого экспортного объема зерна. По оценке аналитиков «Русагротранса», он составил 41,5 миллиона тонн. При этом 5,84 миллиона тонн зерна в направлении экспортных коридоров перевезли по железной дороге. Это составляет двадцать восемь процентов от общего прогнозируемого экспортного объема. За последние семь лет после рекордно урожайных 2017 (тогда доля перевозок по ж/д составила 29 процентов) и 2020 годов (с показателем 36 процентов) это третий результат. В остальное время доля зерна, перевозимого в направлении экспортных коридоров по железной дороге, составляет не более 27 процентов.
Аналитики «Русагротранса» считают, что доля железнодорожных перевозок в экспорте сельскохозяйственной продукции будет увеличиваться. Этому будут способствовать уменьшение объемов зерна, доступных на коротких расстояниях, а также прекращение речной навигации до весны и традиционное снижение рейдовой перевалки в результате неблагоприятных погодных условий зимой. Стоит добавить, что объем экспортных перевозок в вагонах «Русагротранса» также вырос и превысил 3 миллиона тонн.