После этого инцидента ИА «Бел.Ру» решило выяснить, с чем связана такая агрессивность местных жителей по отношению к «другим» людям.
Изначально интервью с трансгендером подготовил instagram-журнал «ПроБел». Белгородка рассказала личную историю от попыток «исправиться» до принятия себя и признания окружающих. Материал опубликовали также издания «Фонарь» и ИА «Бел.Ру». В комментариях стали писать, что это пропаганда нетрадиционных отношений и оправдание психически больных людей. Читатели заявляли об отписках и «грязи», издания завалили угрозами, что напишут жалобу в прокуратуру.
Юристы Центра защиты прав СМИ, признанного иноагентом в России, прочитали материал и ответили, что пропагандой будут считаться даже простые истории о таких людях: «Если вы рассказываете о них, вы привлекаете внимание к представителям ЛГБТ-сообщества и тем самым пропагандируете. Особенно, если нет инфоповода». В результате материал удалили.
После этого инцидента ИА «Бел.Ру» решило провести опрос в своих социальных сетях и сравнить его со статистикой по России, проанализировать комментарии читателей, а также узнать мнения экспертов, чтобы выяснить, с чем связана общенародная гомофобия.
Аналитический «Левада-центр», признанный иноагентом в России, выяснил, как россияне относятся к ЛГБТ-сообществу. Оказалось, что только треть жителей России относятся спокойно и считают, что представители ЛГБТ должны пользоваться такими же правами, как и остальные граждане России.
Мы провели аналогичный опрос в своих социальных сетях, в нём поучаствовали 262 белгородца. Почти 30% белгородцев относятся к ЛГБТ-сообществу с отвращением или страхом, 26% чувствуют раздражение, а 9% насторожены. Таким образом, доля негативных эмоций – больше 60%. Без особых эмоций к ЛГБТ относится 26% наших читателей, а доброжелательно — 7%. Таким образом, статистику по региону можно соотнести с всероссийской — треть населения относится спокойно.
Своим профессиональным мнением поделился Сергей Шкилев — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, психолог Психологической службы НИУ «БелГУ». Сергей уточнил, что гомофобия — это иррациональный страх перед гомосексуальным поведением, гомосексуальными мыслями, чувствами людей. Страху подвержено большинство людей старшего поколения и люди, чья молодость пришлась на конец 80-х — начало 90-х годов.
Существует два мифа, вводящие общество в заблуждение. Первый рассказывает о том, что гомофобия — скрытая форма гомосексуальности, при которой человек сам является гомосексуалом, но очень тщательно это скрывает. А второй миф характеризует гомофобию как агрессию к гомосексуалистам. На самом же деле гомофобия — это один из видов страха. Люди боятся заметить у себя гомосексуальность, а всё остальное — лишь сопутствующие признаки.
Психолог отметил, что просто эту проблему не решить, и запреты на законодательном уровне тоже ничего не исправят. История с гомофобией у нас в стране началась еще во времена правления Петра I.
Самое главное, что надо сделать — это проводить просветительскую работу в обществе. Работать со стереотипами и заблуждениями в этой сфере. Любой нетрадиционной пропаганде надо противопоставлять пропаганду традиционных ценностей.Сергей Шкилев
Нужно объяснять людям причины возникновения гомосексуальности и, прежде чем бороться с «врагом» в виде людей нетрадиционной ориентации, надо бы пообщаться со специалистами и проработать все свои страхи.
Верующие белгородцы привели выдержки из священных писаний, чтобы объяснить свою неприязнь. На вопрос о том, может ли вера быть оправданием ненависти, ответил Пётр Иванов — благочинный Шебекинского округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пётр уточнил, что, несмотря на то, что мы живём в другой политической, культурной и временной формации, церковь остаётся той же самой. С тем же самым взглядом на Бога и на человека, поэтому гомосексуальные отношения по-прежнему считаются грехом.
Однако Ветхий Завет с его системой наказаний претерпел изменения. Христианство внесло значительные коррективы в отношения между людьми. Христос призывает любить даже врагов, но не призывает смириться с грехом, тем более полюбить грех. Протоиерей отметил, что ему и многим христианам неприемлемо чувство ненависти к человеку, который совершает грех.
В качестве совета гомофобам Пётр рассказал случай с Христом, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии, и разъяренная толпа мужчин хотела побить её камнями.
Христос сказал им: «Хорошо, пусть будет так, как вы задумали, но пусть первым бросит в неё камень тот, кто без греха». Толпа разошлась, а Христос сказал: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». Пётр Иванов
Христос попросил женщину извлечь из этого урок для дальнейшего исправления своей жизнью. «Этого принципа придерживается церковь. Она не осуждает грешника, а ждёт его покаяния и помогает грешнику освободиться от всего того, что мешает быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный», — заключил протоиерей.
Другие белгородцы отметили, что постулаты священных писаний не являются верными и обязательными к исполнению для кого-либо, кроме верующего в конкретную конфессию. Наличие религиозного догматизма подтвердила клинический психолог Анна Доценко.
По мнению эксперта в области психологии, гомофобию можно унаследовать от родителей, но не через гены, а через устойчивые идеи. Гомофобия иррациональна, она основана не на фактах, а на предрассудках. Но поскольку её носители, как правило, не очень сильны в аналитике, они могут искренне полагать, что их неприязнь логически обоснована. Гомофобия может быть следствием дефицита критического мышления — догматизма, особенно религиозного.
У вас есть все шансы стать гомофобом, если вы привыкли к простой картине мира, где всё делится на чёрное и белое, плохое и хорошее, друзей и врагов. Даже вариант «я не против геев, но пусть сидят тихо и не высовываются» на деле означает выдавливание личности из социума, изоляцию и стигматизацию её важнейших чувств и эмоций. Анна Доценко
Анна подчеркнула, что гомофобы нарушают права человека на личную жизнь и свободу выбора. Иногда возникает прямая угроза жизни гомосексуалистов. Часто гомофобия характерна для верующих людей. Чтобы агрессии к представителям ЛГБТ становилось меньше, нужно распространять больше информации. Прививать терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
«Все люди имеют право прожить единственную жизнь в гармонии с собой и миром. Не нанося вреда другим и отстаивая своё право на безопасность», — заключила Анна.
Своими взглядами поделились белгородские музыканты. Автор-исполнитель Гуша Катушкин отметил, что изначально любого человека воспринимает позитивно, но к любым сообществам относится нейтрально или с осторожностью.
Размышляя о причинах ненависти, музыкант привёл в пример дворовую культуру подростков. В ней есть элементы тюремной и армейской субкультур, в которых тема гомосексуальности относится больше к декларированию иерархического доминирования, чем к любви и романтике.
В человеке с невысоким уровнем эмоционального интеллекта при встрече с любым непонятным явлением запускается механизм «либо ты, либо тебя». Отсюда страх и агрессия как следствие.Гуша Катушкин
Гуша также подчеркнул, что гомофобы склонны проецировать страхи на своих детей, что может выражаться в жестоких наказаниях ребёнка, который ведёт себя «как-то подозрительно». Потом такой подросток выносит эту реакцию на улицу и дальше по цепочке.
В качестве решения проблемы гомофобии музыкант выделил альтернативные русла развития личности: «Любые направления интеллектуальной и творческой деятельности добавляют свой сектор к кругозору подростка. Да и взрослого, безусловно, тем более, что сейчас эта граница всё менее заметна».
Своим мнением поделился Андрей Волобуев, известный как исполнитель SoltWine. Музыкант сказал, что абсолютно спокойно воспринимает представителей ЛГБТ-сообщества. У него есть друзья и знакомые нетрадиционной ориентации, которые ничем не отличаются от остальных людей.
Наше поколение уже по-другому относится в этому. Поколение, которое будет следом за нами, будет ещё мягче относиться. Потом это войдёт в норму, как и любое явление, которое изначально воспринимается в штыки.Андрей Волобуев
Андрей считает дикими агрессию и желание смерти взрослому человеку, который добровольно состоит в отношениях с человеком своего пола. Музыкант точно не знает, что нужно предпринять, чтобы уменьшить ненависть, но убеждён, что принятие придёт своевременно, как и любые изменения в обществе.