Posted 5 октября 2021, 05:10

Published 5 октября 2021, 05:10

Modified 18 сентября 2022, 14:13

Updated 18 сентября 2022, 14:13

«Учитель года» из Губкина рассказала о зарплате, удалённом обучении и своих фишках

5 октября 2021, 05:10
День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования, который отмечают 5 октября. В честь события журналисты ИА «Бел.Ру» пообщались с победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профмастерства «Учитель года России — 2021» Анастасией Гречухиной.

Анастасия Гречухина работает учителем истории и обществознания в средней школе № 1 с углублённым изучением отдельных предметов в Губкине Белгородской области. В основном педагог работает со старшеклассниками. Стаж — шесть лет. О трудностях профессии, удалёнке и индивидуальных фишках — в интервью ИА «Бел.Ру».

— Почему вы решили связать свою жизнь со сферой образования?

Я целенаправленно поступала на специальность «учитель». Училась в НИУ «БелГУ», историко-филологический факультет. Там же в 2019 году окончила аспирантуру. Мне всегда была интересна история с её выдающимися людьми, героями своего времени, философией, загадками и тайнами. Желание быть учителем, наверное, мне передалось от бабушки. Она была учителем русского языка и литературы. А я ещё со старшей школы знала, что хочу передавать знания детям, сделать их детство ярче и насыщеннее. И, конечно, мой учитель истории привил мне любовь к этой профессии, став замечательным примером отдачи делу, которое любишь.

— Ожидание от профессии и реальность сильно отличаются?

— Реальность полностью совпала с ожиданиями. Я работаю в душевной, прекрасной школе, коллектив меня поддерживает, ученики понимающие. Мы, как одна большая семья. Все препятствия преодолеваем вместе. Я нахожусь в своём русле.

— Сложно ли работать с детьми?

— И да, и нет. Наступают иногда сложные периоды, волнение (особенно в выпускных классах), бывает, что снижается мотивация у учеников. Но я стараюсь показывать детям только положительные эмоции. И всегда нахожусь в поиске того, как бы заинтересовать учеников своим предметом. Когда мы совместно идëм к одной цели (будь это получение знаний, сдача ГИА, подготовка к олимпиадам), наступает момент объединения, и от этого испытываешь настоящее счастье.

— Как вам кажется, в чём разница между современными детьми и детьми предыдущих поколений?

Я не помню поколение до меня (разве что, по фильмам и рассказам). Сравнивая учеников с собой, я понимаю, что они точно такие же. Да, изменились средства, возможно, переориентировались ценности. Но они тоже сталкиваются с проблемами подросткового периода, с выбором своего жизненного пути. Они дружат, любят, переживают. Поэтому я их понимаю и принимаю. И, конечно же, помогаю не только получить знания, но и ориентироваться в современном жизненном пространстве. Изменился только подход, а «вечное» останется при любом поколении.

— Есть мнение, что сейчас образовательная программа хуже, чем была раньше. Действительно ли есть большая разница?

— Любая система, которая не будет развиваться, погибнет. Наша система образования развивается: что-то отмирает, что-то совершенствуется. Есть и минусы, и плюсы. Возможно, новая программа больше ориентирована на общественные запросы современности, и ученикам предстоит жить в новом мире, где функциональная грамотность выходит на первое место. Урочную систему никто не отменит, время показало, что это лучший вариант обучения. Но и индивидуальную траекторию развития тоже нужно реализовать. Радует, что я могу подстраивать программу, не нарушая границы, под каждого ребёнка или отдельный класс.

— Бумажная работа. Сколько времени уходит на составление отчётов? В чём учителю нужно отчитаться?

— Существует федеральный перечень отчётов. Их не так много. У нас в школе всё в цифровом формате. Когда есть наработки, составить отчёт не так сложно. Либо его можно скачать из «Виртуальной школы». Конечно, классное руководство занимает больше времени, чем работа предметником. Но и быть классным руководителем — большая ответственность.

— Считаете ли вы, что оплата труда соответствует тому объёму работы, который выполняет учитель?

Действительно, повышение в заработной плате есть. За шесть лет работы моя зарплата выросла в два раза точно. Весомо выросла оплата за классное руководство. Знаете, тут как посмотреть. У нас есть часы, ставка. Но специфика нашей работы отличается практически от всех профессий. Это образ жизни. В 20:00 мне не оплатят разговор с ребёнком или ответ на просьбу родителей. Но я понимаю, что я нужна обществу, в котором живу. Важно установить границы и понимать, что человеческий ресурс не бесконечен.

— Что бы вы хотели изменить в нынешней системе преподавания?

— Наверное, это самый сложный для меня вопрос. Образовательную политику я только изучаю. Считаю, что сейчас нужно приостановиться и проработать то, что есть, потому что новшеств слишком много. Нужно сделать выводы из того, что сделано, а уже после что-то менять. К сожалению, за новшествами теряется смысл и суть, особенно, когда нет итогов и рефлексии работы.

— Удалённая работа. Как вы справились с дистанционным обучением на карантине, какие были сложности? Насколько эффективно онлайн-обучение? Сколько пробелов появилось в знаниях учеников и как вы их восполняли?

— Дистанционное обучение показало, с одной стороны, что мы были не готовы к такому формату, с другой, что мы смогли быстро перестроиться. Сейчас, в случае дистанционного формата, уже наработан эффективный алгоритм действий. Год назад это было сделано скорее рефлекторно. Кстати, на дистанционном обучении мои ученики лучше сдали ЕГЭ. Парадокс. Пробелы есть, но и возможности заполнить эти пробелы тоже есть, так как существует огромное количество цифровых платформ, которые в этом помогают. Но я не люблю спешить в этом плане, тщательно изучаю, высматриваю проблему, подбираю индивидуальный путь решения, хоть это и занимает много времени.

— Какие индивидуальные фишки вы используете во время работы с детьми?

— Умение общаться, доносить сложное простыми словами (не упрощая информацию), обладать эмоциональным интеллектом. Наверное, это мой фундамент. А методы, приёмы и средства могут быть какие угодно — от традиционных до информационных.

— Помогают или мешают современные технологии в образовании?

— Современные технологии только помогают учителю выстроить современный актуальный урок, дают возможность выйти за рамки учебного класса и информации в учебниках. Но их нужно применять с умом. Ничто не заменит живого общения, живого поиска, когда ученик сам пробует, щупает, открывает. Технологии — это хороший помощник, но ни в коем случае не замена традиционному уроку.

— Насколько активно вы на своих уроках боретесь с телефонами и планшетами?

— Необходимо каждый урок выстроить так, чтобы ученикам было настолько интересно, чтобы не было желания заглянуть в телефон. Когда урок приносит эмоции, впечатления, тогда и телефон уходит на второй, третий план.

— Как вы решились стать участником Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2021»?

Для меня конкурс идёт уже полтора года. Это достаточно продолжительный период в жизни. Началось всё с желания попробовать свои силы, некой авантюры: «а почему бы и нет?». Главной мотивирующей точкой для меня стала возможность самореализации и самообразования. Конкурс — это лучший курс повышения квалификации.

— По мнению некоторых родителей, учитель должен быть учителем 24/7. Он не имеет права выставлять фотографии в купальниках, употреблять алкоголь и сигареты даже вне своей работы. Как вы к этому относитесь?

Считаю, что нужно строго расставлять границы личной жизни и трудовой деятельности. С одной стороны, мы все обычные люди — отдыхаем на море, катаемся на лыжах, ходим в спортивных костюмах. Считаю, что СМИ не должны утрировать в негативном ключе данный факт. С другой стороны, я понимаю, что я пример, образ, и моя репутация должна быть исключительной. Как я могу учить детей чему-то, если сама это нарушаю? Баланс должен быть во всём.

— Скорее всего, вы знакомы с фразой сатирика Михаила Задорнова: «Россия — страна с непредсказуемым прошлым». Что думаете по этому поводу?

— Как историк скажу, что на непредсказуемом прошлом, которое было реальным настоящим, можно создать уверенный фундамент для прекрасного будущего, взяв лучшее, что дали нам наши предки.

Материалы по теме
Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies