По сообщению издания «Комсомольская правда», ранее Минсельхоз РФ инициировал отсрочить 100-процентное увеличение нормативов утилизации твердых бытовых отходов и проводить реформу расширенной ответственности производителей (РОП) в несколько этапов до 2025 года.
Многие эксперты это предложение раскритиковали. К примеру, Рашид Исмаилов, глава Российского экологического общества, заявил, что у бизнеса было предостаточно времени, чтобы адаптироваться к новым требованиям, поскольку концепция расширенной ответственности производителей была введена еще в 2015 году. Он подчеркнул, что является сторонником введения 100-процентного норматива со следующего года, тем более что обязательной уплате экологического сбора будет предоставлена альтернатива в виде самостоятельной утилизации упаковки и товаров.
«Без наполнения отрасли поступлениями от экосбора, который послужит главным источником инвестиций в инфраструктуру, мы будем отставать в развитии всей реформы обращения с ТКО», — считает Исмаилов.
Также он добавил, что реформа РОП не приведет к росту цен, и посоветовал предпринимателям, играющим на блокировке принятия закона, отказаться от спекуляций по данному вопросу. С его позицией полностью согласился Ильдар Неверов, председатель комитета по природопользованию и экологии «Деловой России». По его мнению, введение норматива утилизации ниже 100-процентного показателя станет половинчатой мерой.
«Тезисы, которые выражены в письме Минсельхоза России через призму переноса сроков введения РОП и изменения ряда ключевых параметров концепции, не выдерживают критики», — заявил Неверов.
Глава РЭО Денис Буцаев в свою очередь выразил мнение, что инициативу Минсельхоза о поэтапном введении 100-процентного норматива по утилизации можно сравнить с предложением отсрочить реформу РОП до 2025 года. По его словам, фактическая стоимость 100% утилизации ТБО не может значительно изменить цену конечного продукта.
«Что же касается роли бизнес-ассоциаций, то посредством таких объединений „загрязнители“ получают возможность экономить на уплате экологического сбора путем занижения в ходе конкурентных процедур стоимости услуг по утилизации», — заключил Буцаев.