Благодаря объединению «Арт-КАРАТа» и «Адамаса» на ювелирном рынке России появится крупный игрок с собственной сетью магазинов, насчитывающей свыше 200 торговых точек.
Сейчас Белгородский ювелирный завод входит в тройку крупнейших производителей России и в числе первых — по уровню продаж. По прогнозам специалистов, в этом году выпуск продукции завода превысит показатели 2020 года на 80% — 3539 кг против 1977 кг соответственно. А благодаря продажам складских остатков прошлого года рост продаж достиг рекордного уровня — 152% (4504 кг против 1785 кг). А выручка должна превысить плановый показатель роста в 130% (2,6 млрд рублей). Во многом это объясняется тем, что заводу удалось избежать сокращения штата в 2020 году и сохранить все свои филиалы, что позволило быстро вернуться к прежним объёмам работы.
Показывая столь высокие темпы роста, завод не может не задумываться о расширении своего производства и рынка сбыта. И покупка сети ювелирных магазинов «Адамас» — часть стратегии развития «Арт-КАРАТа».
Мы обладаем потенциалом для того, чтобы новая компания заняла лидирующие позиции на отечественном рынке ювелирных изделий. Торговая сеть «Адамас» хорошо известна и любима многими россиянами, это сильный, один из старейших в стране ювелирных брендов. Совместный продукт, созданный под розничную сеть «Адамас», будет модным, высокотехнологичным, ориентированным на самые разные сегменты покупательского спроса, от массового до премиум-класса.Михаил Несветайло, председатель совета директоров ООО «БЮЗ Арт-КАРАТ»
В связи со сменой собственника магазины «Адамас» ждёт ребрендинг, в который планируют вложить 300 млн рублей, но название останется прежним. Стратегия развития направлена на омоложение клиентской аудитории. В том числе путём создания модных молодёжных коллекций, доступных по цене. Когда позволит эпидемиологическая ситуация и заработают выставки, на полках «Адамаса» появятся изделия иностранных ювелирных брендов. А к созданию собственных новых коллекций завод планирует привлечь известных дизайнеров ювелирных украшений.
К слову, последний ребрендинг «Арт-КАРАТ» пережил только в прошлом году — теперь ювелирная продукция завода выпускается под новым брендом SVETLOV.
Ювелирные изделия завода активно экспортируют в страны СНГ, в планах — покорить рынок дальнего зарубежья. Развитию в этом направлении мешают регулятивные ограничения и затратное таможенное оформление, плюс сказывается отсутствие интернет-торговли украшениями из драгоценных металлов за рубеж. Особый контроль государства и масса требований к продукции приводят к повышению себестоимости ювелирных изделий. Поэтому зачастую отечественные украшения значительно проигрывают в цене китайским. В Китае, Индии, Турции ювелирные изделия — обычный товар.
Плюс в России очень дорогие кредиты, а какой-то поддержки ювелирной отрасли со стороны государства нет. Для активного развития сферы нужно снимать массу административных барьеров при экспорте, избыточное регулирование и снижать налоговые ставки. Например, в России есть НДС на драгоценные металлы, из-за чего потребитель переплачивает за украшения 20% их стоимости. Нигде в Европе такого налога нет. И очень мешает отсутствие единых правил вывоза-ввоза ювелирной продукции, у каждой страны они свои.
Также на себестоимости российской ювелирной продукции сказываются растущие цены на драгоценные металлы и камни. С прошлого года они увеличились на 50–60%, на серебро — на 75%. Природные камни с 2019 года подорожали в 2–3 раза. Например, топаз вырос в цене с $5 до $11–12 за карат.
Высокий спрос Белгородскому ювелирному заводу удаётся держать за счёт снижения маржи, но рентабельность в сфере и так невысокая — около 7%. Плюс высокие технологии позволяют снижать вес изделия без потери его качества. За пять лет средний вес изделия в отрасли снизился с 3,6 до 2,2 грамма.
Пандемия коронавируса привела к резкому падению спроса на ювелирные украшения в период самоизоляции. К концу 2020 года он вырос на 40% по сравнению с 2019 годом, причём в 2–2,5 раза чаще стали покупать изделия премиум-класса. Это можно объяснить тем, что богатые люди, лишённые возможности путешествовать, стали вкладывать деньги в золото и серебро. Но уже с января 2021 года на ювелирном рынке наблюдается падение спроса, которое продолжается до сих пор. Покупательная способность населения снизилась, и средняя длина чека сократилась с 1,6 до 1,2.
Сейчас ювелирная отрасль России готовится к введению обязательной маркировки, закупка оборудования для которой полностью ляжет на плечи производителей. Скорее всего, её запустят в марте 2022 года. Сначала будут маркировать бирки, потом — сами украшения. Но маркировка необходима, так как поможет полностью избавить рынок от недобросовестных производителей.
В планах — разработка новой маркетинговой стратегии, направленной в том числе и на омоложение аудитории. Наша команда дизайнеров и бренд-менеджеров сможет порадовать покупателей неожиданными, фееричными коллекциями. Несмотря на непростую экономическую ситуацию запрос на ювелирные изделия остаётся довольно стабильным. Я уверен, что мы в полной мере оправдаем ожидания всех своих покупателей, ради которых меняемся и растём.Михаил Несветайло, председатель совета директоров ООО «БЮЗ Арт-КАРАТ»