Как гласят официальные данные ЦБ РФ, сейчас размер средней годовой ставки по кредиту для частных лиц упал с 14,39% до 13,73%, а кредиты на период свыше одного года выдаются со ставкой до 10,45%. Но на практике обещанные в объявлениях финансовых организаций проценты не всегда соответствуют полной стоимости кредита (ПСК), которая в итоге будет уплачена клиентом, пишет mk.ru.
Как пояснил экономист Василий Колташов, недобросовестные банки сначала озвучивают максимально низкую ставку, а далее уже в допсоглашении прописывают комиссии и другие условия, которые делают реальную стоимость кредита значительно выше оговоренных процентов. Ограничение ПСК распространяется только на ставку в договоре, а в допсоглашении она не ограничена ничем. Так, в договоре на получение кредитной карты может указываться ставка в 24,5%, а в допсоглашении отмечаться возможность повышения ставки до 40% за покупки и до 50% за наличные, при этом клиенту придется выплачивать комиссионные за снятие денег.
Предприятия сегмента МСБ тоже часто становятся жертвами банковской системы. По данным Института экономики роста, в 2020 году по основной программе «ключевая ставка ЦБ + 2%» МСП было получено 17 тысяч кредитов, общая сумму которых составила триллион рублей. Но в реальности это только 0,8% от взявших заём в минувшем году МСП.
На практике предпринимателям приходится брать кредиты по ставке 18% на максимальный период в три года и под залог, рассказал бизнесмен из Сургута в ходе прямой линии с главой государства Владимиром Путиным. Президент при этом отметил, что процент и действительно высок, и посоветовал рассмотреть возможность введения кредитования по льготной ставке под 8% для МСП. Он также добавил, что, если отменить залоговую систему, это может привести к нестабильности всей банковской системы.
Но как отметил экономист Колташов, залоговая система в России никак не относится к высокой ставке по кредитам. Залог необходим банковским организациям для страхования собственных средств за счет имущества предприятий, а высокие проценты нередко следствие алчности банков.
Эксперт также подчеркнул, что такое поведение выступает вопросом государственного регулирования. «Нужно на уровне закона ввести максимум по кредитным ставкам, на основе ставки регулятора, и принудить банковские структуры к прозрачности. В этой сфере ожидаются перемены, а вот залоговое обеспечение, вероятно, будет сохранено", — сказал эксперт.