Posted 1 июля 2021, 10:28
Published 1 июля 2021, 10:28
Modified 1 декабря, 08:06
Updated 1 декабря, 08:06
Жизнь дубовских собак доверили «ЭкоСервису», несмотря на многочисленные жалобы на эту компанию, совладельцем которой был Валерий Бублик. Администрация Дубовского сельского поселения заключила контракт в марте 2021 года. Ранее отловом собак в Дубовом занималась автономная некоммерческая организация «Добрый дом», у которой есть одноимённый приют в селе Новая Нелидовка под Белгородом.
До 2020 года в Белгородской области отловом занимались девять организаций — четыре МУП и одно МБУ, а также четыре ООО: «Фауна+», «ЭкоСервис», «Эко+» и «Энергосервис». На «Фауну», «Фауну+» и «ЭкоСервис» жаловались зоозащитники. Они утверждали, что владельцы компаний не выполняют условия контрактов и не содержат собак в приюте, а убивают их на месте или морят голодом, чтобы не тратить средства, выделенные из бюджета на содержание животных. Как уже сообщало ИА «Бел.Ру», «Фауна+» работала не только в Белгородской, но и в других областях России, и жалобы на сотрудников фирмы поступали в надзорные органы разных регионов.
«Фауна +» Валерия Бублика и Андрея Бублика за пять лет (до 2020 года) заключила 77 контрактов почти на 12,5 млн рублей в разных регионах Центральной России. Крупнейший контракт в 2019 году — с Вяземским районом Смоленской области на 452 200 рублей, который уже исполнен, а в ноябре заключён новый, правда, на втрое меньшую сумму.
Владелец «Фауны+» Валерий Бублик и владелец «ЭкоСервиса» Владимир Стегний имели тесные профессиональные связи. Генеральным директором «ЭкоСервиса» является Владимир Стегний, ранее занимавший руководящую должность в «Фауне». А Валерий Бублик был совладельцем «ЭкоСервиса» до января 2010-го.
«ЭкоСервис», зарегистрированный в Белгороде, тоже не ограничился контрактами в своём регионе — компания заключила договоры в Курской и Орловской областях, сообщают «Курские Известия». В Орловской области белгородец Стегний создал приют. В 2019 году компания заключила 18 контрактов на 7,2 млн рублей. Курские и орловские зоозащитники, как и белгородские, неоднократно жаловались на условия содержания собак в приюте Стегния, находящемся в Орловской области, на высокую смертность и на отсутствие всех необходимых данных об отловленных собаках на сайте приюта.
Защитники животных утверждают, что, поскольку общественным деятелям не предоставляется полная информация о работе компании, они не уверены, что отловленные в разных регионах собаки поступают в орловский приют, созданный белгородцами, и живут в этом приюте до пристройства или до момента выпуска обратно по программе ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат).
ИА «Бел.Ру» уже сообщало о проверках «ЭкоСервиса» надзорными органами. Россельхознадзор обнаружил, что в Курске и Орле в 2018 году организация закупала ветпрепараты, не имея соответствующей лицензии. В помещении в Белгороде нашли препараты «Телазол» и «Ксила», за что арбитражный суд наказал компанию штрафом в 40 тысяч рублей.
В сентябре 2019-го «ЭкоСервис» снова наказал суд: арбитраж вынес новое решение уже по другому делу: в помещении компании на улице Чичерина в Белгороде снова нашли ветеринарные препараты, а у организации снова не было лицензии на фармацевтическую деятельность. «ЭкоСервис» снова оштрафовали на 40 тысяч рублей.
В марте 2020 года прокуратура Орловской области сообщила, что в полиции в Орле находится в производстве уголовное дело по ч. 1 ст. 159 УК РФ по факту хищения сотрудниками компании «ЭкоСервис» бюджетных средств, выделенных на отлов и перевозку собак. К сожалению, о дальнейшем развитии истории прокуратура и полиция не рассказали. В сентябре 2020-го следственный комитет Орловской области сообщил, что с марта по сентябрь 2020 года сотрудники ООО «ЭкоСервис» не приняли надлежащих мер к рассмотрению поступивших заявок на отлов собак на территории Северного района города Орла. После того, как восемь горожан пострадали от нападений бродячих собак, следственный комитет возбудил уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
С «Фауной» зоозащитники пытались бороться с помощью прокуратуры. В 2014 году по иску прокурора города Белгорода Свердловский суд запретил ООО «Фауна+» и ООО «Фауна» использовать препарат «Адилин» при отлове животных, так как он приводит к летальному исходу. Прокурор, когда к нему обратились зоозащитники, подал иск в защиту прав неопределённого круга лиц на соблюдение законодательства о правилах обращения с бездомными животными. После этого владелец «Фауны» и «Фауны+» продолжил работать без использования данного препарата.
В 2016 году по иску прокурора Белгородский областной суд вынес решение о запрете ООО «Фауна+» заниматься отловом безнадзорных собак, так как у компании нет пункта передержки и она не может выполнить условия госконтракта, предписывающего содержать собак в вольерах, стерилизовать их и вакцинировать. Однако и тут владелец «Фауны+» нашёл выход: арендовал заброшенный коровник в посёлке Комсомольском Белгородского района и продолжил работать.
В бывший коровник привозили большое количество собак. Зоозащитники снова забили тревогу, увидев, в каких условиях содержатся животные. К тому же здание рассчитано примерно на сто собак, а в год отлавливали несколько тысяч. Но компанию лишь штрафовали за найденные мелкие нарушения, и она продолжала работать.
В конце декабря 2019-го «Фауна+» снова прославилась на всю Россию, когда прогремела история о трупах собак, найденных в овраге под Белгородом рядом с тем самым бывшим коровником — пунктом передержки компании «Фауна+», принадлежащей Валерию Бублику. Руководитель общества защиты животных «Преданность» Галина Стебловская вместе с депутатом горсовета Сергеем Бочарниковым нашли в глубоком овраге пакеты с трупами щенков и взрослых собак и написали заявления в полицию.
По мнению Стебловской, нести ответственность за незаконное умерщвление собак должен Валерий Бублик — владелец ООО «Фауна+», и все люди, которые участвовали в этом процессе. Валерий Бублик в ответ на обвинения заявил на видео, что мёртвые собаки — это происки зооволонтёров, и рассказал, что он общался со Стебловской и что она пытается с ним конкурировать и «отжать у него бизнес».
После обнаружения трупов в овраге в самом здании в ночь с 25 на 26 декабря зоозащитники нашли ещё один окоченевший труп собаки и около восьмидесяти голодных и худых животных, которые с жадностью ели хлеб и сидели на бетонном полу, покрытом толстым слоем фекалий. Также в здании была найдена собака с биркой на ухе с надписью «ЭкоСервис». По этому поводу тоже было написано заявление в полицию и были даны показания в белгородском районном отделении полиции.
ОМВД Белгородского района после заявлений о жестоком обращении с животными и репортажей в разных СМИ в сентябре 2020-го отказало в возбуждении уголовного дела по поводу законности расходования бюджетных средств, а в ноябре приостановило расследование уголовного дела по факту жестокого обращения с животными, так как стражи порядка не нашли виновного. Районная прокуратура заявила, что решение полицейских вполне законно.
После данного инцидента с трупами муниципалитеты в Белгородской области заключили контракты уже с другой компанией — некоммерческой организацией «Добрый дом», которая была создана в 2020 году зооволонтёрами. Добродомовцы начали отлавливать собак в Белгородском районе и некоторых поселениях Шебекинского и Яковлевского округов. Но в марте 2021-го торги на отлов в посёлке Дубовое Белгородского района выиграл «ЭкоСервис». Об этом ИА «Бел.Ру» сообщили в администрации Дубовского сельского поселения и в администрации Белгородского района. Одна из учредителей АНО «Добрый дом» Мария Чумакова пояснила редакции, что сейчас в посёлке Дубовое отлавливают собак и сотрудники «ЭкоСервиса», и сотрудники «Доброго дома», так как администрация поселения заключила договоры с двумя компаниями. «ЭкоСервис» получает за одну собаку 6300 рублей.
В марте «ЭкоСервис» заключил контракт на отлов 20 собак на общую сумму 126 тысяч рублей. Отловщик обязан доставить дубовских собак в приют в Орловской области, стерилизовать их и вакцинировать. После принятия в России ФЗ 498 «Об ответственном обращении с животными» неагрессивных собак отловщик обязан после всех вышеупомянутых процедур вернуть обратно, прикрепив на уши бирки, сигнализирующие, что собака привита от бешенства и не агрессивна.
Пока руководитель «ЭкоСервиса» Владимир Стегний продолжает отлавливать собак по официальным контрактам, Валерий Бублик был замечен в селе Стрелецкое, где попал в объектив камеры видеонаблюдения в частном секторе на улице Самохвалова. Двое мужчин, стрелявшие дротиками в собак, были зафиксированы на видео. После этого одна из собак исчезла. Валерий Бублик и Дмитрий Шульженко заявили, что в один и тот же день проезжали мимо по одной и той же улице и разнимали дерущихся собак. Вот только дерущихся собак видеокамера почему-то не зафиксировала, зато хорошо видно виляющих хвостом собак, в которых стреляют дротиком. Но сотрудники полиции, несмотря на эти нестыковки, не стали заводить уголовное дело за жестокое обращение с животными. А чиновники из муниципалитета ответили, что контракт на отлов заключён с «Добрым домом», а не с компанией Бублика.
Зоозащитница Марина Солоник прокомментировала ситуацию. Она заявила, что обращения в прокуратуру, Министерство финансов и Счётную палату РФ по поводу жестокого обращения с животными и коррупции, связанной с нецелевым использованием бюджетных средств, а также собранные зоозащитниками фото и видео с трупами в овраге и в помещении для передержки собак в посёлке Комсомольском не дали результата.
— Галина Стебловская нашла горы трупов в овраге недалеко от жилых домов. Волонтёры увидели труп в бывшем коровнике, сняли и труп и истощённых собак на фото и видео. Мы отвезли доказательства на диске, приобщили их к показаниям, но почему-то у Стегния — новые контракты! Какие ещё доказательства нужны для полиции, Счётной палаты и прокуратуры? И мы заявляли не только о жестоком обращении с животными, что волнует очень немногих, к сожалению, но и о контрактах на миллионы. Если одни собаки были мертвы, а другие истощены, на что потрачены деньги, выделенные на содержание? Сейчас отловщики в некоторых поселениях получают по 7500 за собаку, если умножить эту цифру на тысячи — огромные суммы. Если потратить деньги только на бензин и отлов, получится существенная экономия. И возникает вопрос к чиновникам, которые, несмотря на такую репутацию, заключали контракты с этими фирмами и сейчас продолжают сотрудничать с «ЭкоСервисом», — возмущается Марина Солоник.