Posted 13 мая 2021, 17:30

Published 13 мая 2021, 17:30

Modified 20 августа, 00:36

Updated 20 августа, 00:36

Как выплаты на детей показали реальные доходы семей в Белгородской области

13 мая 2021, 17:30
Сюжет
Дети
В марте 2020 года в России начали выплачивать деньги на детей от 3 до 7 лет, если доход семьи ниже прожиточного минимума на человека. В Белгородской области размер помощи до 1 апреля составлял 4542 рубля ежемесячно. Малоимущими в регионе в 2020 году признали 3677 семей, а заявление на выплаты подали 58 716 человек.

Пособия на детей от 3 до 7 лет изначально были предназначены для малообеспеченных россиян. Помощь предоставляли семьям, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения. Но уже с 1 апреля правила меняются и те, кто уже год получает деньги, может их лишиться. Так какое реальное состояние дел в регионе с малообеспеченными семьями?

Играем по новым правилам

В Белгородской области ежемесячную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно начали назначать с 1 июля 2020 года. Право на выплату имели семьи, в которых среднедушевой доход не превышал величину прожиточного минимума на человека — 9328 рублей.

Для получения денег семья должна была подать только заявление в электронном виде, весь остальной пакет документов, включая сведения о доходе семьи, получали путём межведомственного взаимодействия.

То есть для получения помощи семье из трёх человек (два родителя и один ребёнок) достаточно было зарабатывать менее 27 984 рублей каждый месяц.

Но, по всей видимости, желающих и имеющих право на поддержку было очень много, поэтому с 1 апреля 2021 года по всей России ввели новые правила назначения пособия.

Одно из первых нововведений, по информации Минтруда России, заключается в том, что в 2021 году размер выплаты будет варьироваться в зависимости от доходов малообеспеченной семьи:

  • 50% (в среднем по стране 5650 рублей) — базовый размер;
  • 75% (в среднем по стране 8475 рублей) — если при выплате в размере 50% среднедушевой доход семьи не достиг регионального прожиточного минимума;
  • 100% (в среднем по стране 11 300 рублей) — если при выплате пособия в сумме 75% среднедушевой доход все ещё не достигает регионального прожиточного минимума.

По информации министерства, пособие предназначено для малоимущих семей. При оценке нуждаемости учитываются доходы и имущество.

В частности, отныне выплату могут получать семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, обладающие следующим имуществом и сбережениями:

  • одной квартирой любой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи – менее 24 кв. м. При этом, если помещение признали непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости;
  • также не учитываются жилые помещения, занимаемые заявителем и членом его семьи, которые страдают тяжёлой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одном помещении, и жилые помещения, предоставленные многодетной семьи в качестве меры поддержки;
  • одним домом любой площади или несколькими домами, если площадь на каждого члена семьи меньше 40 кв. м. При этом, если помещение признали непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости;
  • одной дачей;
  • одним гаражом, машино-местом или двумя, если семья многодетная, в семье есть человек с инвалидностью или семье в рамках мер социальной поддержки выдали авто или мотоцикл;
  • земельными участками общей площадью не более 0,25 га в городских поселениях или не более 1 га, если участки находятся в сельских поселениях или межселенных территориях. При этом земельные участки, предоставленные в качестве меры поддержки многодетным, а также дальневосточный гектар не учитываются при расчёте нуждаемости;
  • одним нежилым помещением;
  • одним автомобилем, или двумя, если семья многодетная, если у члена семьи есть инвалидность или автомобиль получен в качестве меры социальной поддержки;
  • одним мотоциклом или двумя, если семья многодетная, если у члена семьи есть инвалидность или мотоцикл получен в качестве меры поддержки;
  • одной единицей самоходной техники младше пяти лет (это тракторы, комбайны и другие предметы сельскохозяйственной техники);
  • одним катером или моторной лодкой младше пяти лет;
  • сбережениями, годовой доход от процентов по которым не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по России (т. е. в среднем это вклады на сумму порядка 250 тысяч рублей).

То есть всё, что превышает данные требования, пойдёт в расчёт дохода семьи. Не смогут получить выплату и семьи с новыми (до пяти лет) мощными (свыше 250 л. с.) автомобилями, за исключением тех случаев, когда речь идёт о семье с четырьмя и более детьми, и это должен быть микроавтобус или другой автомобиль, в котором более пяти посадочных мест. При этом с 1 апреля при расчёте доходов действует «правило нулевого дохода».

Но, помимо наличия «сверхимущества», будут учитываться и доходы:

  • доход от трудовой или творческой деятельности (зарплата, авторские гонорары, выплаты по гражданско-правовым договорам);
  • доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы самозанятых;
  • пенсии;
  • стипендии;
  • проценты по вкладам;
  • алименты и социальные выплаты.

Не учитываются в составе доходов:

  • выплаты на детей от 3 до 7 лет, которые были получены в прошлые периоды на этого ребёнка;
  • ежемесячные выплаты на детей до 3 лет, если это пособие назначалось на того ребёнка, которому к моменту подачи заявления уже исполнилось 3 года;
  • единовременная материальная помощь и страховые выплаты;
  • средства, предоставленные в рамках социального контракта;
  • суммы пособий и других аналогичных выплат, а также алиментов на ребёнка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет – в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации);
  • компенсационные выплаты по уходу за ребёнком-инвалидом (10 тысяч рублей).

Таким образом, шансы у белгородцев получить помощь от государства после 1 апреля 2021 года существенно ниже, чем год назад. Но на самом ли деле те, кто владеет, к примеру, двумя дачами, менее нуждаются в помощи, чем семьи с одной дачей? И намного ли отличаются в плане финансового благополучия родители, у которых не одна подержанная иномарка, а два представителя отечественного автопрома? Не получится ли так, что те люди, которые действительно нуждаются, не смогут получить деньги из-за мнимого богатства?

Несмотря на все нюансы, ежедневно в чате, который создало городское управление соцзащиты, сотни мам с нетерпением ждут одобрения от органов власти на назначение выплаты от 3 до 7 лет и удивляются, почему им отказали, ведь нуждающихся, как оказалось, больше, чем занесено в статистику.

Мимо базы

По информации регионального правительства, в 2020 году в Белгородской области на назначение ежемесячной выплаты от 3 до 7 лет включительно поступило 58 716 заявлений. Из них одобрили 27 718. Сумма выплат составила 1,7 млрд рублей. В 2021 году семей стало больше — с начала года выплату в размере 647 млн рублей получили 30 296 семей.

А вот малоимущими в 2020 году признали 3677 семьи, что в 7,5 раза меньше, чем одобренных заявлений на ежемесячные выплаты от 3 до 7 лет. При этом с начала года малообеспеченных оказалось практически на 2000 семей меньше. В областном правительстве отметили, что «за истекший период 2021 года мерами социальной поддержки охвачено 1650 семей, в том числе 1330 получили государственную социальную помощь на основании социального контракта».

То есть, если руководствоваться этими данными, либо малообеспеченных семей в Белгородской области намного больше, чем гласит официальная статистика, либо белгородцы просто не доходят до органов соцзащиты, не желая связываться с бюрократией.

Потому что, если для получения выплаты на детей от 3 до 7 лет достаточно подать заявление, чтобы получить статус малоимущей семьи, для адресной помощи необходимо собрать не один документ, а именно:

  • обратиться с заявлением в управление социальной защиты населения администрации муниципального района или городского округа по месту жительства;
  • предоставить документы, удостоверяющие личность, на всех членов семьи;
  • предоставить сведения о доходах гражданина и членов его семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

Возможно, если бы процедура подтверждения статуса малоимущей семьи была проще, количество нуждающихся увеличилось бы официально, а не формально, и люди, которые на самом деле нуждаются в помощи, её получили бы. Но необходимо ли это властям? Ведь с ростом числа малоимущих семей, во-первых, портится статистика и показатели благополучия региона, а во-вторых, кратно увеличиваются расходы на финансовую помощь.

Ведь для семей, которые подтвердили свой статус малоимущих, предусмотрена неплохая адресная социальная помощь, а именно:

  • покупка средств индивидуальной реабилитации (в том числе протезирование, зубопротезирование), оплата лекарств, проведение операций, лечения, реабилитации после продолжительной болезни в размере до 15 000 рублей один раз в три года;
  • покупка минимального набора продуктов питания, одежды, обуви, головных уборов, школьных принадлежностей в размере до 5000 рублей один раз в три года;
  • восстановление документов, а также частичная компенсация утраты имущества в результате пожара, затопления, других стихийных бедствий в размере до 40 000 рублей один раз в три года;
  • оплата задолженности поставщикам ЖКХ собственниками жилья (не более чем за год, предшествующий обращению), а также покупка приборов учёта в размере до 20 000 рублей один раз в три года;
  • покупка бытовых товаров первой необходимости (холодильник, газовая или электрическая плита, газовый котёл, телеприставка для приёма цифрового эфирного телевидения) в размере до 15 000 рублей однократно;
  • проведение текущего ремонта жилья, ремонта кровли жилого дома, подведение водоснабжения (водоотведения), газоснабжения в размере до 20 000 рублей один раз в три года;
  • покупка одарённым детям спортивного инвентаря, музыкальных инструментов и аксессуаров, оплата их участия в областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях один раз в три года.

Очередная мера поддержки со стороны государства ещё раз продемонстрировала, что далеко не все среднестатистические белгородцы с работой могут уверенно сказать, что их финансовое положение стабильное. К тому же, как оказалось, в регионе на самом деле больше нуждающихся, чем указано в официальной статистике.

Откуда такие расхождения? Может, белгородцам не хочется воевать с бюрократической машиной и добиваться статуса малоимущих? Или чиновникам не хочется портить радужную картину благополучия нашего общества, отображая в статистике реальное положение дел?

Несмотря на это, многим белгородцам уже с мая текущего года придётся либо урезать свои расходы, лишаясь выплат на детей от 3 до 7 лет, либо идти в органы соцзащиты и, проходя бюрократические этапы, признавать себя малоимущими.

Подпишитесь