Posted 7 мая 2021, 14:13
Published 7 мая 2021, 14:13
Modified 20 августа, 02:01
Updated 20 августа, 02:01
Бездомные животные есть в любом регионе России, контролировать их популяцию крайне сложно. Масла в огонь подливают безответственные хозяева, которые избавляются от питомцев за провинность или после того, как милый щеночек подрастает и проблем с ним становится больше. Наличие животного под опекой человека никак не регистрируется, поэтому контролировать ситуацию законодательно вряд ли получится. Да и в случае, если введут обязательный учёт домашних животных, никто и никак не сможет отследить, сколько щенков или котят прибавилось в семье. А это первые претенденты на то, чтобы оказаться на улице.
Волонтёр Евгения Мирчук говорит о том, что главной причиной появления бездомных собак на улицах города является отказ от стерилизации. Многие хозяева не хотят проводить операцию своему любимцу, мотивируя разными доводами: потом захочется потомства от собаки или кошки, животному полезно рожать, ведь так задумано природой, стерилизация меняет характер и сокращает срок жизни четвероногих.
Конечно, большая часть этих убеждений — бытовые суеверия, расплодившиеся из-за незнания и отсутствия грамотного информирования общества. Также многие хозяева считают, что собака, находящаяся под присмотром, не принесёт незапланированного потомства.
Однако нередки случаи, когда животное убегает буквально на несколько часов, а возвращается домой уже с «сюрпризом». Такие «троянские собаки» сами обычно потом остаются в семье, а вот с их потомством люди зачастую обходятся радикально: собирают в коробку и отвозят подальше от дома. Щенки либо погибают от голода, либо всё-таки выживают, дичают и примыкают к армии бездомных животных. Оба варианта развития событий далеки от гуманности.
Путём решения проблемы может стать введение штрафов для безответственных хозяев: за прогулки без поводка и ошейника, за самовыгул, за нанесение ущерба и нападение на людей. По словам Евгении Мирчук, такие меры заставили бы белгородцев задумываться перед тем, как завести животное и повысило бы уровень самосознания и ответственности хозяев.
Нужна мощная агитационная кампания по призыву стерилизовать своих питомцев. Сначала это должна быть только информация и агитация. А через некоторое время кампанию нужно переводить в драконовские меры: штрафы, наказания, обязательная стерилизация домашних животных. Это также будет мощным инструментом пополнения казны, средства можно будет направить на дальнейшую пропаганду стерилизации, на льготные программы, передвижные пункты стерилизации. Евгения Мирчук
Волонтёр говорит и о том, что обществу необходимо вывести стерилизацию животных из списка необязательных и дорогостоящих процедур. У многих владельцев домашних животных нет средств на то, чтобы прооперировать своего питомца, а люди из частных секторов и деревень вообще не имеют возможности добраться до ветклиники на стерилизацию.
Стоит отметить, что в регионе отсутствует грамотный подход к рекламе ветеринарных услуг и информированию общества о необходимости стерилизации животных. Социальная реклама направлена на что угодно: от рекомендаций соблюдать скоростной режим на дорогах и бережного отношения к природе до пропаганды вакцинации от коронавируса и гриппа.
А вот плакаты и ролики о пользе несложной операции по прекращению репродуктивной способности четвероногих в Белгородской области не встретишь. Складывается впечатление, что властям этот вопрос вообще не интересен. Справедливости ради стоит добавить, что вопросом социальной рекламы о стерилизации домашних животных заинтересовался врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков. Волонтёрам предложат создать ролики с последующим их размещением в соцсетях и на телевидении.
На первый взгляд может показаться, что проблему бездомных животных можно решить именно домом, то есть построить приют. Однако любой приют — временная мера, которой хватает максимум на пару месяцев. Строительство приютов дополнительно мотивирует людей совершать безответственные поступки, ведь тут включается простейшая схема перекладывания проблемы с больной головы на здоровую. Выброшу собаку на улицу — пусть её заберут в приют.
Вообще, стоит понимать, что приюты — это места для содержания собак до окончания их жизни или до нахождения нового хозяина. Либо есть вариант выпуска на улицу по программе ОСВВ («Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат»). А есть ещё пансионаты, которые предоставляют дом животному только на месяц.
Содержание одной собаки в день оценивается в 74 рубля. Такие данные в 2020 году предоставил белгородский департамент городского хозяйства.
Приюты быстро заполняются, при этом далеко не каждое животное потом находит новую семью. Большинство четвероногих так и заканчивают своё существование одинокими: в силу некрасивости, сложного характера или каких-то заболеваний, приобретённых за время скитаний по улицам. По данным Марии Чумаковой — учредителя и волонтёра приюта для животных «Добрый дом» в Белгородском районе, за 2020 год лишь 15% собак нашли себе новую семью.
Стоит также отметить, что большая часть приютов вообще предоставляет кров животному лишь на месяц. За это время собаку стерилизуют и вакцинируют, она проходит процесс реабилитации и возвращается на то же самое место, где её отловили. Стерилизованные животные снабжаются бирками, агрессивных собак на вольные хлеба больше не выпускают, но белгородцев это волнует мало.
Чумакова не раз говорила о том, что общество не готово принять даже стерилизованных бродяжек. Многие устраивают целые войны против таких «возвращенцев», ломают будки, выбрасывают миски, специально провоцируют на агрессию, а потом ходят фиксировать укусы и требуют усыпления животного. Усыплять четвероногих, кстати, запретили в 2018 году. Есть только несколько прописанных в законе случаев, когда такая процедура допустима.
Противников возвращения собак после стерилизации и вакцинации тоже можно понять. Отсутствие бешенства и способности к размножению не делают собаку умной и дружелюбной: в любой момент в голову дикого животного может взбрести опасная мысль, что человек — враг. И его надо кусать.
Когда белгородцы говорят, что в среднем в регионе с бродячими животными всё не так уж и плохо, невольно вспоминается шутка про измерение средней температуры по больнице: в морге комнатная, в инфекционке — повышенная, в среднем — идеальная.
Поэтому редакция «Бел.Ру» обратилась в департамент внутренней политики Белгородской области и в прокуратуру, чтобы узнать, насколько несладко живётся бездомным собакам региона.
В департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды нам ответили, что в 2019 году в области отловили 1896 безнадзорных животных. В 2020 году эта цифра почему-то была почти вдвое меньше: всего 1021 голова безнадзорных животных. А за первый квартал 2021 года успели отловить 404 животных.
В 2020 году к гуманным методам эвтаназии прибегали 199 раз. По информации ведомства, к усыплению прибегали в случаях необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии неизлечимого заболевания. По идее во всех случаях диагноз должен был подтвердить ветеринарный врач. В 2021 году усыпить по тем же причинам успели только одну особь.
А вот с раздачей собак новым владельцам год от года происходит какая-то путаница. Так, в 2019 году новых хозяев нашли 437 собак, в 2020 году — всего 244 собаки. А в 2021 году статистику решили объединить с собаками, которых вернули на прежнее место обитания. Почему ведомство решило приравнять это к обретению семьи — непонятно. Так что с учётом «возвращенцев» количество составляет 278 собак. Сколько из них нашли новый дом, неизвестно. Стоит отметить, что в 2020 году в естественную среду обитания вернулись 23 бродяжки.
В данный момент на территории Белгородской области функционирует три приюта для безнадзорных животных. Общая проектная мощность этих заведений составляет всего 350 голов. При этом ведомство затрудняется ответить, сколько собак содержится в приютах на текущий момент, потому что поголовье постоянно изменяется из-за ежедневного отлова и последующего выпуска на волю.
В 2019 году на содержание в приютах, вакцинацию и стерилизацию потратили 6,1 млн рублей, в 2020 году — 6,9 млн рублей, а в первом квартале 2021 года — чуть более 1 млн рублей.
В ведомстве нам сообщили, что программа льготной стерилизации домашних животных для жителей региона отсутствует, потому что финансирование этой процедуры закладывается в сумму муниципального контракта на осуществление деятельности по обращению с бродячими животными.
Прокуратура регулярно находит нарушения в процедуре отлова и перевозки безнадзорных животных, а также дальнейшего их содержания и выпуска на волю. Так, в 2019 году МБУ «Управление Белгорблагоустройство» не смогло предоставить акты дезинфекции транспортного средства, в котором перевозили животных. Автомобиль не был оборудован вентиляцией и обогревом, на нём отсутствовала информация о юрлице, осуществляющем отлов. Должностное лицо призвали к ответственности и наложили штраф. Аж целых 3 тыс. рублей, что, без сомнения, стало суровым наказанием за безответственное отношение к обязанностям.
В 2019 и 2020 году только после представления прокуроров Ровеньского и Прохоровского районов сельские поселения заключили муниципальные контракты на отлов бродячих животных.
В 2020 году аналогичные нарушения были в Вейделевском, Красненском районах и Новооскольском горокруге. Отмечают в прокуратуре региона и то, что зачастую контракты заключаются с нарушениями, в документах содержатся пункты, не соответствующие закону.
В том же году в Белгородском районе жители одного из многоквартирных домов жаловалась на то, что в подвале живут бездомные животные, а управляющая компания никак не решает проблему. После вмешательства прокуратуры УК всё-таки приняла меры и устранила санитарные нарушения. Животных, по словам прокуратуры, передали новым владельцам.
В 2020 году в Волоконовском районе возбудили уголовное дело по п. «б» ч.2 ст. 245 УК РФ. Прокуратура выявила факты жестокого обращения с животными.
В Грайворонском районе на собаку напали с ножом на глазах у детей. Виновного в жестоком обращении с животным осудили на 360 часов обязательных работ. В 2021 году нарушения выявляли при перевозке отловленных животных и оформлении документов на них. Виновным внесены представления, которые находятся в стадии рассмотрения.