Posted 31 марта 2021, 13:22

Published 31 марта 2021, 13:22

Modified 1 декабря, 08:53

Updated 1 декабря, 08:53

Белгородцы продолжают подкидывать щенков в переполненный пансионат

31 марта 2021, 13:22
В Белгороде руководство муниципального пансионата для безнадзорных животных ещё в 2019 году объявило о том, что приём собак от граждан прекращён и животные будут поступать в учреждение только от отловщиков.

Однако жители города продолжают привозить щенков в учреждение и выкидывают их у ворот, если сотрудники отказываются их забирать. Жители города не хотят слушать доводы о том, что своих питомцев нужно стерилизовать, и перекладывают ответственность на сотрудников муниципального заведения.

30 марта в городском пансионате по отлову и содержанию безнадзорных животных (Белгород, Промышленный проезд, 12) провели экскурсию для журналистов. Директор муниципального учреждения Нина Лобанова рассказала, как живут отловленные собаки и те, кого подкинули к дверям учреждения горе-хозяева.

«Выбросим, а вы что хотите, то и делайте!»

Нина Лобанова, которая ранее работала ветеринаром в этом же пансионате, а затем возглавила учреждение, заявила, что в соцсетях пишут откровенный бред о том, что в пансионат можно привезти щенков от своих домашних собак, и даже котят, хотя кошек муниципальное заведение не принимает в принципе. Жители Белгорода не знают или не хотят знать, что домашний приплод от их Мурки или Тузика никому не нужен, и в городе нет заведений, куда можно сдать животных в любых количествах. По словам директора пансионата, щенков привозят ночью, привозят и днём, уверяя, что подобрали их на улице, или открыто заявляя, что это — их собственные щенки. Убедить граждан в том, что пансионат не резиновый и не может принять тысячи животных, не всегда получается.

Мы объявили в 2019 году, что больше не принимаем и не будем принимать собак от граждан, что к нам привозят только собак, выловленных по официальным заявкам от населения, но к нам всё равно привозят щенков! Они говорят: «Мы их вам сейчас тут выпустим, а вы что хотите, то и делайте!» Если у них рождаются щенки, которые им не нужны, их проще привезти и выбросить! Правильно?! Людям всё равно. Мы говорили, что у нас ведётся видеозапись, им всё равно!Нина Лобанова, директор пансионата

Городской бюджет трещит по швам из-за плодильщиков

Руководитель пансионата отказалась предоставить статистику муниципального учреждения за 2020 год, сославшись на то, что эти данные могут прислать только по официальному запросу от СМИ. В распоряжении редакции есть данные за прошлые годы. Так, в 2017 году из городского бюджета было выделено 2,679 млн рублей на отлов, содержание животных в белгородском пансионате и на захоронение биологических отходов, в 2018 году на эти же нужды выделили уже 3,035 млн рублей, в 2019-м — 3,063 млн рублей, а в 2020-м — 3,199 млн рублей.

Ранее в пансионате было 40, а затем 60 мест. До 2020 года, до вступления в силу ФЗ 498 «Об ответственном обращении с животными», собак в пансионате усыпляли. Так, в 2017-м была отловлена 2351 собака, утилизировано 2412, в первом квартале 2018-го отловлено 448 собак, а утилизировано 408. В 2019-м сотрудники пансионата отловили 338 собак, подобрали 244 мёртвых животных, приняли от населения 1331 собаку (за несколько месяцев, пока не было запрета приёма животных от населения). 574 из них умерли естественной смертью, 775 собак усыпили. За 2019 год было пристроено всего 249 собак. Пристроить больше не удалось, несмотря на то, что периодически проводились выставки собак, на которых животных показывали населению, пытаясь найти им дом. Также объявления о пристройстве публиковались в соцсетях в группе «Пансионат временного содержания животных» и «Пойдём домой». Тысячи собак, которых хозяева выбросили на улицу или привезли в пансионат, оказались никому не нужны и пополнили ряды смертников.

Более 3 млн рублей в год тратится только на собак, подобранных в областном центре, не считая тех, кого отлавливают в районах, и не считая животных, находящихся у волонтёров, на которых не тратятся бюджетные средства. Несмотря на большие затраты, проблема безнадзорных животных так и не решена: подкидышей находят то в одном, то в другом дворе Белгорода. В 2020 году число мест в пансионате увеличили с 60 до 80, но и они быстро заполнились: на данный момент в пансионате 111 собак и щенков — даже больше нормы. Нина Лобанова пояснила, что в случае, когда собаки здоровы и дружат друг с другом, их могут посадить в вольеры в большем количестве.

Сейчас, когда усыпление здоровых животных запрещено, а выпуск в места прежнего обитания далеко не всегда возможен, пансионат продолжает пополняться щенками-подкидышами, оставленными ночью в коробке у ворот заведения.

Без системы идентификации все усилия бесполезны

Заместитель начальника отдела ветеринарного контроля управления ветеринарии Белгородской области Александра Роик заявила ИА «Бел.Ру», что проблему контроля за животными не решить без введения обязательной чипизации домашних питомцев.

«Даже если поставить кругом видеокамеры и снимать тех, кто приносит коробки с щенками, сложно будет доказать, что это их щенки, ведь они не чипированы. А человек может заявить, что он не похож на того, кто снят на видео. Пока у нас не будет введена на федеральном уровне система идентификации, мы ничего никому не докажем. Мы были бы рады, если бы закон работал в полной мере. На сегодняшний день, кстати, челябинское законодательное собрание внесло в Госдуму поправки к закону „Об ответственном обращении с животными“. Система должна начинаться с того, что мы должны привязать имущество (собаку) к человеку. Можно ввести санкции за отказ от чипирования. Не хочет чипировать — будет регулярно платить штрафы», — рассказала ИА «Бел.Ру» Александра Роик.

Собаки Шрёдингера

Руководитель пансионата Нина Лобанова рассказала, что, поскольку усыплять здоровых собак закон запрещает, а пристроить всех не удаётся, то собак после отлова выпускают обратно — в места прежнего обитания по программе «Отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск». После проведения всех необходимых процедур стерилизованных, привитых собак с бирками на ушах, по словам Лобановой, отправляют в промзоны, где они жили ранее. Назвать число собак, выпущенных за 2020 год (с момента вступления в силу ФЗ 498, который запретил усыпление здоровых животных и разрешил выпуск животных по программе ОСВВ), Нина Лобанова отказалась, но заверила, что массового усыпления, которое практиковалось ранее, сейчас нет. Агрессивных собак, которых нельзя выпускать обратно по программе ОСВВ, согласно ст. 18 того же закона, по словам руководителя пансионата, будут пристраивать. Также она заверила, что сотрудники и волонтёры усиленно пристраивают всех крупных собак, поскольку белгородцы очень негативно реагируют на их появление на улицах города, даже если эти животные дружелюбны.

Стоит отметить, что белгородцы жаловались в соцсетях и лично корреспонденту ИА «Бел.Ру» на то, что собак, выловленных сотрудниками пансионата, не возвращают обратно, и на улицах Белгорода не видно собак с бирками на ушах. Нина Лобанова, напротив, заявила, что жители Белгорода жалуются в пансионат на то, что собак выпустили обратно, потому что боятся бродячих животных.

Зооволонтёр Марина Солоник, которая часто бывает в частном секторе и промзонах, заявила, что ни она, ни другие знакомые ей волонтёры не видели собак с бирками на ушах на территории города.

«В 2017 году, когда пансионат принимал животных от населения, была отловлена 2351 собака, в 2019-м, когда собак от населения принимали только примерно полгода, была принята от населения 1331 собака и отловлено 338 собак. Отдали всего 249 собак, 1594 утилизировали. В 2020 году разве число бездомных собак резко уменьшилось, или люди стали их забирать в несколько раз чаще? Или это собаки-невидимки? Где же они все? Если б десяток выпустили, то их могли бы не заметить. Но по статистике число должно быть больше в разы. Областной департамент агропромышленного комплекса ответил зоозащитнику Юрию Корецких на запрос по поводу статистики за первую половину 2020 года. Написано, что в целом по региону выпустили обратно за полгода всего 14 собак и отдали новым владельцам 166 собак. По всей области за целых полгода! Получается, выпускали всё же совсем небольшое количество. Если отлавливали ранее в среднем по триста с лишним только в одном Белгороде, это не считая принятого домашнего приплода, а отдавали в Белгороде по 240 собак. Что-то не так с арифметикой, учитывая, что в пансионате всего 80 мест, а к 300 отловленным надо бы ещё прибавить тех, кого подкинули. Тут ещё вопросы и к районным фирмам-отловщикам. В целом в середине 2020 года во всех трёх приютах Белгорода осталось 263 собаки. А ведь заявки на отлов продолжают поступать, и подкидывают часто. На протяжении десятилетий ловили сотнями и привозили приплод тысячами, а теперь вдруг цифры резко уменьшились? Как это объяснить?» — спрашивает зоозащитница.

Нина Лобанова рассказала, что собак не всегда удаётся поймать сразу: «Они не сидят и не ждут, когда мы приедем. Если люди оставляют в заявках на отлов свои номера, мы с ними связываемся и ищем собак. Иногда они сами звонят и просят подъехать прямо сейчас, потому что собаки прибежали. Определённых сроков нет, но если нужно поймать агрессивную собаку, которая может быть опасной, то наши сотрудники выезжают в срочном порядке».

Тех собак, которые находятся в критическом состоянии, к примеру, их сбила машина или их выбросили в мешке в лесу, привезти самостоятельно в пансионат, как уже говорилось выше, невозможно. Ждать выполнения заявки на отлов в таких случаях тоже нет смысла, потому как больное или неприспособленное к уличной жизни животное вряд ли доживёт до приезда отловщиков. Потому волонтёрам и другим жителям города, нашедшим животных, приходится забирать их к себе домой.

Одно меню на всех

Сотрудники пансионата показали специальное авто для перевозки отловленных собак, площадку для выгула собак, вольеры, где они находятся, и показали, как кормят собак кашей с мясом и костями. Меню одинаковое и для взрослых животных, и для щенков. Иногда собакам дают и сухой корм. Обычно взрослых собак, по словам директора пансионата, кормят один раз в день, а щенков — несколько раз в день. Если взрослую собаку привозят в истощённом состоянии, то её кормят чаще.

К собачьему меню у волонтёров тоже возникли вопросы. Зооволонтёр Марина Солоник, посмотрев фото и видео из пансионата, заявила, что кормить собак, а тем более щенков, кашей с трубчатыми костями нельзя, так как осколки костей могут повредить стенки пищевода и желудка. «Сама по себе каша, судя по фото, вполне себе съедобная, но в неё надо добавлять мясную обрезь. Трубчатые кости могут привести даже к летальному исходу, потому что собаки заглатывают пищу крупными кусками».

Пристроить хоть кого-нибудь

24 апреля обитателей пансионата будут пристраивать на выставке в Центральном парке Белгорода. В парк обещают привезти 30 здоровых, привитых и социализированных собак. С 11 до 15 часов все желающие смогут пообщаться с собаками, узнать об их характере, привычках и выбрать себе питомца. Сотрудники пансионата надеются, что хотя бы несколько животных благодаря выставке обретут новый дом. Чтобы забрать питомца домой, новому хозяину необходимо иметь при себе паспорт.

Выставки проводятся с 2014 года. Кураторы могут пристроить на выставке и двадцать, и тридцать собак, но на их место в пансионат привозят в несколько раз больше.

Подпишитесь