Posted 25 марта 2021, 13:56
Published 25 марта 2021, 13:56
Modified 20 августа, 01:30
Updated 20 августа, 01:30
На пресс-конференции 24 марта журналисты встретились с сотрудниками управления Роспотребнадзора по Белгородской области и поговорили о защите прав потребителей. В ведомстве сообщили, где можно взять образцы заявлений для составления жалоб и где опубликованы актуальные постановления.
Но кроме этого, сотрудники управления рассказали, как белгородцы попадаются на уловки недобросовестных продавцов, в том числе частных юристов, и отдают им десятки тысяч рублей за услуги, положенные бесплатно.
Из разряда «Нарочно не придумаешь»: женщина купила накидку массажную за 270 000 рублей, прозрела и уже к вечеру обратилась к продавцам с просьбой вернуть деньги. Естественно, она получила отказ, после чего залезла в интернет и ввела в поисковике «защита прав потребителей». В «Яндексе» можно увидеть по этому запросу номер телефона и сообщение о том, что услуги готовы предоставлять круглосуточно. Она туда позвонила и попала в «Аурус». Ольга Алексеева, замначальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Белгородской области
Для справки: согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Аурус» — зарегистрированная в 2019 году в Белгороде компания. Руководит ею Сергей Растворцев, а бенефициаром является Валерий Дерягин. Отрасль, в которой функционирует компания, — деятельность в области права. И на этой самой деятельности, согласно «СПАРКу», за 2019 год микропредприятие выручило 11 000 рублей, а чистая прибыль составила всего 2000 рублей.
Информация о доходах покажется странной, если узнать подробности дела обманутой белгородки. Женщина обратилась к юристам компании «Аурус», которые обещали ей помочь. Фактически они так и сделали: помогли потребителю составить обращения в различные инстанции и претензию к недобросовестным продавцам. Но цена такой помощи — 65 000 рублей.
Столько получили сотрудники «Ауруса» лишь с одного клиента. В итоге белгородка заплатила 270 000 рублей за ненужный товар, 65 000 рублей за услуги юристов, но осталась ни с чем.
Получается, человек и там пострадал, и здесь пострадал. И когда она поняла, что произошло что-то страшное, она позвонила (в отдел по защите прав потребителей), чтобы проконсультироваться. Ольга Алексеева, замначальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Белгородской области
Сотрудники ведомства уточнили, что все необходимые услуги по защите прав потребителя пострадавшая женщина получила у них, причём бесплатно: и документы помогли заполнить, и претензии составить.
В управлении заявляют, что ситуация неоднозначная и распутать этот «клубок» будет уже сложно. Главным образом потому, что та же юркомпания действительно не сделала ничего противозаконного. Их дело — предоставлять юридические услуги. Этим они и занимаются. А цена вопроса становится проблемой лишь неосведомлённых потребителей, которые не знают, что в соответствующих организациях эти же услуги им могут предоставить безвозмездно.
Но всё же с такими компаниями, как «Аурус», не перестают бороться потребители. Люди подают иски и составляют заявления с жалобами и претензиями. Так, по данным Роспотребнадзора, в защиту конкретного потребителя управлением подано 62 иска в отношении:
Суды рассмотрели 53 иска, из которых 50 удовлетворили. Потребителям вернули 2,4 млн рублей и выплатили компенсацию морального вреда на сумму свыше 80 тыс. рублей.
Что касается защиты прав неопределённого круга потребителей, то из 20 поданных исков рассмотрели и удовлетворили 17. Чаще всего иски в защиту прав неопределённого круга потребителей подавались в сфере торговли продовольственными товарами, в том числе табачной продукцией через интернет, и в сфере услуг общественного питания.