Posted 26 февраля 2021, 05:20
Published 26 февраля 2021, 05:20
Modified 20 августа, 03:51
Updated 20 августа, 03:51
С приближением весны в Белгороде «растаяли» дороги. Плитка в буквальном смысле «утекла» с тротуаров, во многих местах просела, а сквозь щели пробиваются ручейки. Снег, оказалось, был не так уж и плох, если учесть, что он заполнял многочисленные ямы в асфальте.
Редакция узнала, сколько проблемных участков на дорогах областного центра, какие места — больная тема для белгородцев, почему тротуары и проезжие части ежегодно «тают» после зимы, за чей счёт это будут исправлять. Оказалось, перечень компаний, которым достаются контракты на ремонт дорог, не меняется из года в год.
Журналисты ИА «Бел.Ру» ежедневно сталкиваются с некачественными дорогами, так как по работе приходится бывать в самых разных частях города. Около дома, офиса, общественно значимых мест найдутся проблемные участки. Особенно сейчас, когда снег тает, плитка и асфальт стекают по дорогам вместе с ручейками. Неудивительно, если учесть новые технологии, которые используют ремонтники, когда латают дорожные ямы.
То, что дороги в городе «убитые», — не просто наблюдение журналистов. Об этом говорит и тот факт, что за две недели февраля в соцсетях местные жители пожаловались на состояние дорог 54 раза. Больше всего возмущений пришлось на дороги в Белгороде — 29 жалоб и в Старооскольском горокруге — 12 жалоб. Об этом сообщили 24 февраля на оперативном совещании в правительстве Белгородской области. На это врио губернатора области Вячеслав Гладков ответил, что зима была крайне тяжёлой, но весна ожидается не легче: до 1 мая надо отремонтировать огромное количество проблемных дорог, и ориентироваться, в первую очередь, на обращения жителей региона.
В связи со всем вышеперечисленным решили поинтересоваться у жителей Белгорода, на каких улицах ямы мешают им ходить с гордо поднятой головой, потому что приходится постоянно смотреть под ноги и спотыкаться. Список пришёл немаленький — около 20 комментариев. Причём перечисленные адреса ни разу не повторялись.
Например, белгородка Наталья Атанова пишет о трудностях проезда на коляске: «Прошу отремонтировать дорожки к парку Победы со стороны пересечения ул. Победы и проспекта Богдана Хмельницкого. На коляске в парк сложно заехать». А Александр Невзоров просит заняться дорогой на ул. Королёва, через дорогу от ДС «Космос», от остановки до ТЦ «Лидер»:
Тротуар из плит, уложенных в советское время, разбит настолько, что из него повсюду торчит армирующая проволока. Идущие по нему люди нередко цепляются обувью за эту проволоку и падают. После ежегодных жалоб приезжают рабочие и срезают проволоку, но на следующий год всё повторяется. Александр Невзоров, белгородец
Кроме того, в редакцию ИА «Бел.Ру» прислали фото дороги на ул. Хихлушки в Белгороде. Здесь ежедневно ходят дети, так как по адресу ул. Хихлушки, 4 расположилась гимназия № 12. Также улица находится недалеко от Центрального парка, но эти факторы никак не повлияли на её состояние: глубокие большие и мелкие ямы, наплывы асфальта.
Кроме вышеописанных участков местные жители просят отремонтировать:
Стоит отметить, что на все «крики души» белгородцев в комментариях к посту в сообществе «Бел.Ру» во «ВКонтакте» отвечала администрация Белгорода. Но не все ответы устроили людей.
Так, один из пользователей Сети просил обратить внимание на ужасное состояние дороги по ул. Генерала Апанасенко, на что мэрия ответила: «Работы по устранению ямочности на данной территории выполнены 03.02.2021 года». Уточним, что жалобу человек оставил 4 февраля, то есть спустя день после ремонта. В связи с этим пользователь попросил ответственных лиц за ремонт на этом участке проехать ещё раз и посмотреть, каким образом выполнены работы: «Ямы не исчезли, большегрузы со стройки ДОУ по этому адресу в этом также постарались».
Из ответа на запрос ИА «Бел.Ру» в мэрию мы узнали, что за 2019 год в Белгороде отремонтировали 66 объектов улично-дорожной сети. Среди них — улицы, которые на слуху у каждого белгородца, и спальные районы. Например, ул. Попова от ул. Преображенской до ул. Харьковской, пр. Б.Хмельницкого от Свято-Троицкого бульвара до пр. Славы, ул. Ватутина и Королёва, а также пер. Котельщиков и второй Кашарский, ул. Р.Люксембург, ул. Хромых и вторая и третья Шоссейные улицы. Полный список восстановленных участков дорог прикладываем скриншотами из ответа мэрии.
В 2020 году число отремонтированных дорог сократилось. В список вошли 30 участков: улицы Горького, Юннатская, Энергетиков, Привольная, Челюскинцев, а также несколько проездов — от дома Правосудия до первого Мирного переулка, от дома № 16 на ул. Некрасова до школы № 27 и др. Полный перечень также публикуем здесь скриншотами из ответа на запрос.
Нередко выходит так, что участок дороги отремонтировали относительно недавно, но спустя год-два по нему снова некомфортно ходить или ездить. Читатели ИА «Бел.Ру» часто задают вопрос: кто и за чьи средства будет чинить дороги, которые пришли в негодность за пару лет? Этот же вопрос мы задали администрации областного центра.
Как стало известно, чинить такие участки дорог будут подрядчики, которые их ремонтировали. Согласно всем заключённым контрактам в 2019 году и ранее, гарантийный срок составляет пять лет, а с 2020 года — шесть лет. В этот период любые дефекты компания-исполнитель должна устранять за свой счёт. Так, например, подрядчик за свой счёт чинил ямы по пр. Б. Хмельницкого на участке от Свято-Троицкого бульвара до ул. Щорса.
Белгородцев также интересует, где дороги будут ремонтировать в 2021 году и куда обращаться с жалобами на некачественное дорожное покрытие. Насчёт последнего есть несколько вариантов:
Но прежде, чем отправлять письма-жалобы, проверьте, нет ли вашего проблемного участка в плане ремонта дорог на 2021 год. Таковых будет 14:
Также местные власти планируют завершить работы по обустройству тротуаров, велодорожек и озеленению на отреконструированной ул. Щорса и построить кольцо на пересечении малой Щорса с ул. Железнодорожной.
Мы уже выяснили, что в течение пяти лет (а с 2020 года — шести) подрядчики обязаны ремонтировать появившиеся дефекты на дорогах за свой счёт. Поэтому решили уточнить, кто же чинил и продолжает чинить подавляющее большинство дорог в областном центре.
Так, согласно данным из «Маркера» (обновлённый «СПАРК-Маркетинг»), за два года (2019 и 2020) УКС администрации Белгорода заключило 424 контракта на работы в городе, 339 из которых — дорожные. В топ-4 «любимчиков» среди поставщиков вошли «Белгороддорстрой», «БСО», «ДСУ № 6» и «Автодорстрой-подрядчик». Этим компаниям досталось наибольшее число контрактов на ремонт и строительство дорог в Белгороде за минувшие два года — 92, 41, 29 и 25 соответственно.
По данным мэрии Белгорода, по итогам торгов в 2019 и 2020 году дорогами в городе чаще всего занимались шесть компаний. Среди них есть и вышеназванные: «Белгороддорстрой», «Автодорстрой-подрядчик», «ДСУ № 6», «Белстройплюс», «Строительство ремонт дорог» и «Линдор». Небезызвестные в Белгороде предприятия.
Мы отобрали три из них, суммы контрактов которых за год оказались самыми внушительными.
Согласно данным из «Маркера», с 1 января минувшего года по 1 января 2021 года ООО «Белгороддорстрой» заключил 140 контрактов на общую сумму 4,6 млрд рублей. 122 из них — на ремонт дорог. На Белгород пришёлся 61 контакт — это наибольшее число. Вдвое меньше компания заключила с Алексеевкой — 31. На остальные муниципалитеты пришлось от 15 до трёх контрактов.
Самые дорогие из них в областном центре:
По информации, взятой из «СПАРК-Интерфакс», ООО «Белгороддорстрой» существует в областном центре 15 лет. Это крупное предприятие, занимающееся строительством автомобильных дорог и автомагистралей. По итогам 2019 года выручка компании от продажи составила 4 млрд рублей, а чистая прибыль — 27,8 млн рублей.
Компания хорошо известна белгородцам. «Белгороддорстрой» занимается ремонтом ул. Щорса, который тянется уже не первый год, будет строить здесь кольцо, приведёт в порядок пересечение улицы Есенина с бульваром Юности, перекрёсток улиц Магистральной и Молодёжной, улицу Некрасова и многие другие участки дорог в областном центре и по региону. Этот же подрядчик занимается нанесением дорожной разметки в городе, установкой дорожных и сигнальных знаков.
По аналогии редакция проверила «Автодорстрой-подрядчик» в «Маркере». С 1 января 2020 года по 1 января нынешнего года предприятие заключило 59 контрактов на общую сумму 1,2 млрд рублей. Причём все, кроме одного, предусматривают ремонт или строительство дорог в регионе.
Большая часть контрактов досталась «Автодорстрой-подрядчику» от Белгородского района и Белгорода — 23 и 21 соответственно. Если выделять наиболее дорогостоящие, то в список таковых войдут:
По данным из «СПАРК-Интерфакс», ООО «Автодорстрой-подрядчик» — зарегистрированная в Белгороде компания, существующая 20 лет (с февраля 2001 года). Руководит компанией Виталий Ефимов, а 100% доли в УК принадлежит предприятию «Автодорстрой», во главе которого стоит Владимир Кузнецов. Выручка «Автодорстрой-подрядчика» от продаж за 2019 год составила 1,4 млрд рублей, а чистая прибыль указана в размере 68,4 млн рублей.
С этим предприятием жители Белгорода и области знакомы, так как именно его работники строили год назад новые дороги в микрорайоне ИЖС Майский-80. А в этом году компания займётся ремонтом ул. Энергетиков, на который потратят 20 млн рублей.
Также «Автодорстрой-подрядчику» доверили строительные работы на главной транспортной артерии областного центра. Компания, совместно с «Белгороддорстроем», вошла список тех, кто здорово заработал на реконструкции ул. Щорса, забрав контакты на 113,5 млн рублей и 110,8 млн рублей.
Помимо прочего, стало известно, что «Автодорстрой-подрядчик» займётся ремонтом ул. Чичерина, где в прошлом году открыли двухуровневую развязку. К ней предприятие не имеет никакого отношения, зато ещё одну развязку, на этот раз на ул. Студенческой, построила фирма «Автодорстрой», дочерней компанией которой является «Автодорстрой-подрядчик».
Не обошлось и без скандалов — прорыв газовой трубы при ремонте той самой Щорса. Работники фирмы задели трубу, когда во время работ по расширению проезжей части в районе перекрёстка на ул. Королёва заметили неиспользуемую водопроводную трубу и попытались её демонтировать. Как мы уже понимаем, не совсем успешно.
Эта компания, если верить «Маркеру», выиграла 50 тендеров в период с 1 января 2020 года по 1 января 2021 года. Их общая сумма составила 905,7 млн рублей. Причём 42 контракта были заключены на ремонтные и строительные работы дорог и автомагистралей. Наибольшее число ООО «Белстройплюс» («БСП») подписало с Белгородским и Корочанским районами — 19 и 17 соответственно.
Самыми крупными контрактами в Белгороде и районе оказались:
По информации из «СПАРК-Интерфакс», ООО «Белстройплюс» («БСП») зарегистрировано и функционирует в Белгороде с декабря 2015 года. И хотя основной вид деятельности предприятия — строительство жилых и нежилых зданий, компания активно занимается дорогами Белгородской области. Её руководителем числится Роман Халенко, а бенефициаром — Дмитрий Баранов. По итогам 2019 года ООО «БСП» выручило с продаж 933,7 млн рублей, а чистая прибыль составила 11,2 млн рублей.
О строительстве дороги в Разумном-81 на «Бел.Ру» ранее писали. Её протяжённость — 26,7 км. Но известна компания «БСП» не только этим. Фирма строит и чинит в области не только дороги, но и получает крупные контракты на ремонты госучреждений. Так, «Белстройплюс» займётся капремонтом инфекционного корпуса Чернянской ЦРБ, на который выделили 90,4 млн рублей.
Все компании, занимающиеся ремонтом дорог в Белгороде, не новички. У всех есть опыт. Кроме того, на работы выделяют огромные деньги. Тогда почему покрытие изнашивается так быстро, что после каждой зимы большая часть дорог приходит в состояние, которое можно описать одной фразой: «Без слёз не взглянешь»?
Администрация областного центра заявила, что виной всему резкие перепады температуры, поэтому асфальт не выдерживает. А журналист «Бел.Ру» решила узнать мнение независимого эксперта по этому поводу. Обратились к главному инженеру общественной организации «Убитые дороги России» Николаю Мелькову. Активисты проекта не раз бывали в Белгороде и области, и в курсе региональной ситуации.
Мельков назвал семь основных причин, которые влияют на быстрое образование ям, трещин и наплывов на дорогах:
То есть резкие перепады температуры — это некий катализатор или основная причина, которая ускоряет процесс разрушения дорожного полотна, отмечает Николай Мельков. В действительности же влияет качество смеси (может остыть или быть плохо уплотнённой), нарушение технологии укладки. Также в РФ нет документа, в котором были бы прописаны требования к шипам на шипованной резине. Это тоже в значительной мере влияет на качество дорог и срок их службы.
В России к шипам нет требований. А это очень важный показатель. Есть же расчёты у западных и российских экспертов, согласно которым доказали, что шип наносит значительный урон: каждый водить убивает грамм дороги с одного километра. Это очень много. Они создают мелкие трещины, куда попадает вода и разрушает покрытие. На это ещё влияет и обустройство водоотведения. Если оно неправильное, вода не уходит, это только усугубляет ситуацию. Николай Мельков, главный инженер организации «Убитые дороги России»
С битумом в РФ беда, считает эксперт. Найти сертифицированную качественную продукцию очень сложно. И многие производители даже не знают, что производят не совсем качественный битум.
Ещё одна проблема — небольшая сеть УДС. В связи с этим пропускная способность улиц предельная или даже, как говорит Мельков, сверхпредельная: «В среднем по расчётам на одну полосу движения приходится 500 машин в час. Это сведения общие, но пропускная способность улиц на это не рассчитана. Это влияет на качество покрытия — шанс появления дефектов в разы выше».
Также причиной быстрого разрушения дорог становятся машины, которые едут по дорогам города с перегрузом, например, лесовозы и другие. Система контроля за такими машинами практически отсутствует.
Мельков также уточнил, что в России мало бетонных дорог (3-5%), а ведь они гораздо прочнее и служили бы на десятки лет дольше. Мужчина объясняет, что главная проблема, почему их не хотят строить, — это их стоимость (дороже, чем из асфальта). Также нужны специалисты, которые знают технику, и спецоборудование. К тому же асфальт класть легче, чем соорудить качественную бетонную дорогу, но последняя может служить 25-30 лет.
А пока, видимо, белгородцам стоит привыкнуть к ежегодным ремонтным работам, ямам, разбитым коленям и подвескам автомобилей, и получше выучить все четыре способа, как и куда сообщить о некачественных дорогах.