Posted 18 декабря 2020,, 13:07

Published 18 декабря 2020,, 13:07

Modified 18 сентября 2022,, 11:12

Updated 18 сентября 2022,, 11:12

Выделенки в Белгороде: где ещё ужмут автомобилистов?

18 декабря 2020, 13:07
Опыт реконструкции улицы Щорса в Белгороде пришёлся чиновникам по душе. Редакция «Бел.Ру» решила узнать, появятся ли выделенные полосы для общественного транспорта на других улицах областного центра.
Сюжет
Щорса

Недовольства вокруг реконструкции улицы Щорса в Белгороде нельзя назвать необоснованными. С трудностями сталкиваются и автомобилисты, и пешеходы. Редакция «Бел.Ру» решила узнать у экспертов и белгородских властей: приживётся ли опыт выделенных полос и где организуют следующие?

Разногласия и противоречия

Учитывая тот факт, что в последнее время не раз возникали ситуации, когда сами чиновники не могли определиться со своими действиями и давали противоречащую информацию, мы решили запросить ответ от городской администрации и правительства области. Перспективы развития города у этих двух сторон предсказуемо не сошлись.

Так, в правительстве региона нам сообщили, что опыт реконструкции улицы Щорса оказался положительным. Организация выделенных полос по главному транспортному коридору города, который пролегает по улице Щорса и проспекту Богдана Хмельницкого, доказала свою эффективность. По данным ГЛОНАСС-треков, скорость движения автобусов на этих участках возросла в 1,8 раза. По прогнозам властей региона, при реализации входа и выхода через все двери скорость движения может вырасти в 2,5 раза. Ключевое слово «может», потому что гарантий нет. Может, и не вырастет.

Отдельно стоит отметить тот момент, что ни в одном отчёте не фигурируют данные о скорости частного автотранспорта. Его как будто и нет в городе. При этом белгородцы регулярно жалуются на то, что из-за множества светофоров скорость движения сильно снизилась. Особенно задерживаются те «счастливчики», которые случайно попали в «красную волну» и собирают все запрещающие сигналы светофора на своём пути, простаивая на каждом.

В 2021 году устройство выделенок уже запланировали на улице Преображенской и проспекте Славы.

Анализ пассажиропотока показал, что выделенные полосы могут быть полезными также на улицах Попова и Красноармейской, а также на Белгородском проспекте и на некоторых других участках улично-дорожной сети. Окончательное решение по ним ещё не принято. из ответа департамента строительства и транспорта Белгородской области

Также в правительстве добавили, что выделенные полосы будут организованы при помощи переразметки. А финансирование предусмотрено из бюджета города Белгорода.

При этом в администрации Белгорода ничего о грядущих изменениях не знают. Равно как и о том, что финансирование предусмотрено из городского бюджета.

Срок выполнения работ по обустройству выделенных полос на других улицах Белгорода и источники финансирования не определены. из официального ответа мэрии Белгорода

Получается, что чиновники разных уровней в очередной раз не могут договориться между собой. Напомним, ситуация с разобщённостью правительства региона и мэрией уже имела место. Например, 30 сентября на сайте мэрии появилась информация о том, что в конце октября 2020 года запретят поворот с проспекта Богдана Хмельницкого на проспект Славы. Мэр города Юрий Галдун на следующий день отчитал корреспондента «Бел.Ру» и сообщил, что редакция использовала непроверенную информацию. Публикацию с сайта мэрии оперативно удалили. Но позже глава департамента строительства и транспорта Белгородской области Евгений Глаголев сообщил о том, что водителям, желающим попасть с проспекта Богдана Хмельницкого на проспект Славы, действительно придётся ехать через улицу Пушкина.

Также в департаменте транспорта области отмечали, что общая протяжённость выделенных полос в областном центре в ближайшее время увеличится и составит 30 км. С такими показателями Белгород выйдет на третье место в рейтинге протяжённости выделенок. Мэр города поспешил в очередной раз «проветрить» за нашей редакцией и сообщил, что «Белгород не собирается обгонять Москву, Казань или Нью-Йорк со Жмеринкой по количеству выделенных полос для общественного транспорта». Хотя, казалось бы — при чём тут вообще Нью-Йорк?

Максимальный дискомфорт

Юрий Галдун и Евгений Глаголев регулярно говорят о том, что Белгород станет городом для пешеходов. Правда, даже пешие белгородцы страдают от нововведений. Всё дело в том, что жители региона просто не могут отказаться от личного транспорта. Долгое время белгородцев активно агитировали переезжать в пригород или строить личные дома в микрорайонах ИЖС. Общественный транспорт с горем пополам обслуживает карту Белгорода, не говоря уже о прилегающих посёлках, в которых люди живут, а работают — в центре города. Как им добираться до офиса и почему им теперь в вину ставят наличие автомобиля — остаётся загадкой.

Изменения на улицах областного центра в 2021 году собираются организовать при помощи нанесения соответствующей разметки. Поэтому есть надежда на то, что автобусы не будут ходить посередине улицы, как это организовали на Щорса. Но и без этого перспективы кажутся пугающими: Преображенская и проспект Славы имеют четыре полосы, одна из которых почти по всей длине всегда заставлена припаркованными автомобилями. Если одну полосу отдать под общественный транспорт, то владельцам авто придётся сильно ужаться. Хотя при планировании движения на Щорса об этом думали в последнюю очередь — там оставили вообще по одной полосе для автомобилистов в каждую сторону.

Но Преображенская однонаправленная, в отличие от улицы Попова, которая имеет по две полосы в каждом направлении. Поэтому на этой улице автобусам придётся отдать аж две полосы, чтобы они могли ездить в обе стороны.

Если на всей протяжённости улиц поставят знаки, запрещающие парковку, людям, работающим в этом районе, вообще непонятно, куда девать свои автомобили. Даже платных парковок при таком раскладе на всех не хватит, а строить новые парковочные комплексы, судя по всему, не собираются.

Ещё раз о комфорте для пешеходов

Организация выделенных полос посреди проезжей части — идея вообще весьма спорная. Дело не только в том, что появляются сложности и для автобусов, и для автомобилей при повороте на другую улицу. Пешеходам тоже приходится несладко: нужно минимум дважды пересечь проезжую часть, чтобы попасть в автобус. Эксперты говорят, что такое решение, как организация автобусной полосы посреди проезжей части, обычно реализуется в крупных городах, население которых превышает несколько миллионов человек. Белгород же даже до миллионника пока не дорос.

В странах, где реализуют подобную схему, автобусы выглядят совсем иначе: это длинные подвижные составы, которые вмещают несколько сотен пассажиров. Такое своеобразное метро без рельсов. Конечно, длинные автобусы и трамваи не могут так же легко, как другой транспорт, вписаться в поворот, поэтому им и выделяют полосу посередине. Но в Белгороде продолжают возить людей на небольших Marcopolo, которые о комфорте для пассажира даже не слышали.

Благополучно пересекшие проезжую часть пешеходы оказываются на островке с остановкой и ожидают свой автобус. Со всех сторон в такой ситуации их окружает облако выхлопных газов, что совсем не полезно. Поэтому с точки зрения экологичности и безопасности для человека такая система тоже вызывает одни вопросы, на которые у департамента строительства и транспорта вряд ли найдутся ответы.

Редакция «Бел.Ру» публиковала мнение доктора технических наук, профессора кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ Михаила Якимова о том, что случилось с улицей Щорса и почему это, мягко говоря, не очень хорошо и уж тем более небезопасно для пешеходов.

Появление и реализация подобного проекта в Белгороде — это эксперимент. Так уж получилось, что именно город Белгород оказался готов к таким экспериментам. Бюджет города предоставил группе молодых проектировщиков, блогеров и урбанистов ресурсы, а жители города — свою территорию для проведения этих экспериментов. Другие города, очевидно, не готовы проводить у себя такие опыты, и это, с одной стороны, неприятно, а с другой стороны, вполне оправданно. Михаил Якимов

Впрочем, профессору ответил автор концепции расположения выделенных полос по оси улицы Щорса Дмитрий Грубый и упрекнул того в непрофессионализме.

Хотелось бы добавить, что на этапе проектирования и начала строительства у белгородцев возникало множество вопросов и претензий к перспективе выделенной полосы на Щорса. Власть к горожанам не прислушалась. Остаётся надеяться, что при изменениях на вышеперечисленных улицах города на мнение непосредственных участников дорожного движения и жителей областного центра всё-таки обратят внимание.

"