Posted 12 декабря 2020, 08:10
Published 12 декабря 2020, 08:10
Modified 1 декабря, 07:45
Updated 1 декабря, 07:45
О том, что белгородцы не всегда могут позволить себе личное жильё, мы уже писали. Надеяться на помощь государства и обеспечение жильём социальным тоже особо не приходится: получают его единицы, да и то через 10-15 лет. Как быть семьям, в которых за это время успели родиться дети? Пользоваться материнским капиталом и пытаться улучшить свои жилищные условия.
В регионе довольно много ветхого и аварийного жилья. Многое строится собственниками, поэтому капитальный ремонт таких сооружений не предусмотрен вообще. Ты хозяин — сам и ремонтируй. Но зачастую таким собственникам проще продать кому-нибудь свою халупу, чем привести её в божеский вид. Учитывая размер материнского капитала, о хоромах молодые (и не очень) матери могут и не мечтать.
Ситуация складывается такая, что малообеспеченные люди не могут существенно улучшить свои условия жизни. На средства материнского капитала можно приобрести весьма сомнительное жильё, а брать кредит, ипотеку или доплачивать из своих средств такие семьи не могут — не та финансовая ситуация. Вот и получается, что все дороги ведут к одной точке. Только не в Рим, а в аварийное ветхое жильё. Купленное, кстати, не за копейки.
Редакция «Бел.Ру» направила официальный запрос в департамент внутренней и кадровой политики региона с просьбой объяснить, каким критериям должно соответствовать жильё, которое приобретают за материнский капитал. Аналогичный запрос мы отправили в Пенсионный фонд региона. Ответы нас, мягко говоря, удивили.
Так, в Пенсионном фонде нам сообщили, что в регионе по поручению бывшего губернатора области Евгения Савченко функция по оценке пригодности покупаемого за счёт средств материнского капитала жилья была возложена на муниципальные межведомственные комиссии. В состав комиссии должны входить представители администрации муниципалитета, органов опеки, правоохранительных органов и управлений Пенсионного фонда.
В Старооскольском горокруге проживает несколько семей, которые купили за средства материнского капитала дома. Полноценным жилищем это назвать сложно: в постройках нет удобств, нельзя провести воду и газ, потому что они вот-вот рухнут. Самое удивительное — одна из женщин говорит, что к ней приезжали из Пенсионного фонда перед покупкой этого жилья и подтвердили пригодность для проживания. Правда, внутрь «дома» комиссия не заходила. Видимо, для того, чтобы дом считался пригодным для проживания с детьми, достаточно четырёх стен и крыши. Возможно, даже стен с трещинами, а крыши — с течью и дырой. Чтоб детям звёзды видно было, не иначе.
В региональном ПФР нам сказали, что основным условием для приобретения жилья за маткапитал является его пригодность для проживания малолетних детей. Также учитывается факт улучшения жилищных условий. Непонятно только, отсутствие собственного дома (и, как следствие, вообще любых жилищных условий) действительно даёт возможность приобрести хоть собачью конуру — лишь бы не на улице?
Многие слышали про кота Шрёдингера. Пока коробка не открыта и результат эксперимента доподлинно не известен, кот внутри остаётся с одинаковой вероятностью живым и мёртвым. Примерно то же самое происходит с материнским капиталом. Он весьма странный предмет — он вроде есть, но его как бы нет.
Руководитель старооскольского кризисного центра для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, Юлия Углянская говорит о том, что для семей с детьми, малоимущих и многодетных, материнский капитал был бы очень большой помощью, если бы условия его использования были адекватнее. Сейчас деньги маткапитала можно использовать в качестве первоначального взноса по ипотеке сразу после рождения ребёнка. Но тут стоит всё-таки понимать, что семьи, которым необходимо решить жилищный вопрос, обычно не имеют возможности выплачивать ипотеку и переплачивать огромный процент по годовой ставке банку.
Если же покупать жильё не в ипотеку, то придётся ждать, пока ребёнку исполнится три года. До этого момента вопрос спасения утопающих остаётся в руках этих самых утопающих: жилья нет, соцжильё не дают, маткапитал фактически заморожен на три года, а жить приходится чуть ли не в коробке из-под холодильника.
Что касается материнского капитала — его нельзя направить на самые необходимые семье нужды. Он есть, но его нет. Его нельзя пощупать, его нельзя направить на те цели, которые на сегодняшний день нужно закрыть, на проблемные места. Его же невозможно реализовать! Либо ребёнку должно исполниться три года и использовать капитал на улучшение жилья, но, если оно вот такое (плохое — прим.ред.) — его разве стоит улучшать? Либо на приобретение жилья. Юлия Углянская
Углянская также отмечает, что денег материнского капитала не хватит даже на ремонт, поскольку требуется вложить более миллиона на реконструкцию, укрепление стен, замену крыши и подведение коммуникаций.
В селе Городище Старооскольского горокруга две многодетные семьи пошли на отчаянный шаг и, не имея своего жилья, купили домики на средства маткапитала. По факту строения оказались не просто аварийными, а опасными для жизни.
Марина Хмелёва одна растит троих детей. В доме, который она купила, выгнулись стены, проводка лохмотьями свисает с потолка, нет канализации и туалета — всё на улице. Моется семья в тазике. У детей нет компьютеров, во время дистанционного обучения им приходилось заниматься с телефонов. «Очень неудобно», — признаётся Марина.
Кредит мне не давали, пришлось по средствам купить этот домик. Мать у меня тоже на съёмной квартире, своего угла толком не было. Газ я подключила, был отключён, воду завели. Двор не огорожен и не могу погреб отремонтировать, не хватает. Когда материнский капитал я получала, комиссия не приезжала, не проверяла, его просто одобрили. Марина Хмелёва, многодетная мать
Другой пример — семья Арутюнян, которая с тремя детьми живёт в доме на грани обрушения. Пол здесь проваливается, потолочная балка прогнулась и вот-вот рухнет, стены покосились. В доме нет ни воды, ни газа, ни канализации, обогреваются от печки. Проводка искрит. Подключать газ отказываются по причине аварийности дома. Моются в тазике, воду носят от уличной колонки через дорогу. И переживают из-за большого долга за вывоз мусора. Вопрос: кто будет в ответе, если со дня на день этот дом рухнет на спящих детей или загорится из-за ветхой проводки?
Две женщины из пенсионного пришли, посмотрели и сказали, что дом соответствует для проживания. Кристина Арутюнян, многодетная мать
Самое печальное, что дальнейшей возможности как-то улучшить свои жизненные условия у этих семей нет — маткапитала больше не будет, а собственных доходов едва хватает на продукты, одежду и обучение детей.
В одном из случаев в Старооскольском горокруге многодетная семья приобрела на материнский капитал не просто ветхое жильё, а ещё и в крайне труднодоступном месте. Дом стоит в лесополосе, дороги нет. Проехать можно только на внедорожнике или спецтранспорте. По словам Углянской, более адекватно выглядела бы схема, если бы на материнский капитал позволяли сразу покупать участок и начинать строительство дома.
Человек взял бы эти деньги, отстроил небольшой домик. Был бы уже какой-то задел, да? От чего-то можно было бы плясать, взять льготный кредит и постепенно построить полноценный дом. И жизнь пошла бы по-другому. А так я даже не понимаю, как человек будет дальше жить в таком жилье. Юлия Углянская
По уверениям регионального отделения ПФР России, в Белгородской области постоянно проводят работу, направленную на предотвращение случаев нецелевого расходования средств маткапитала. По каждому заявлению проводится тщательная проверка документов, а в случае с приобретением жилья — и проверка приобретаемой недвижимости.
На территории Российской Федерации были неоднократно зафиксированы факты приобретения ветхих жилых помещений, непригодных для проживания. При обращении владельца сертификата на материнский капитал в ПФР с соответствующим заявлением специалисты ПФР осуществляют запрос в органы местного самоуправления, госжилнадзора и муниципального жилищного контроля. Это нужно для получения информации о признании жилья непригодным для проживания или о признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Из ответа отделения ПФР России по Белгородской области
В департаменте внутренней и кадровой политики региона нам сказали, что общими требованиями, которые предъявляют к приобретаемому или приобретённому за маткапитал жилью, относится всего несколько критериев. Так, объект недвижимости должен находиться на территории Белгородской области, должна быть регистрация договора купли-продажи жилого помещения, обязательство по оплате которого не выполнено в полной мере.
Получается, что особо за качеством покупки никто не следит. Стоит отметить, что в Белгородской области с признанием жилья аварийным и требующим капитального ремонта дела вообще обстоят грустно. Так, например, в Алексеевке на улице Мостовая есть дом, который буквально рассыпается, а стены разъезжаются друг от друга. При этом дом местные власти не признают аварийным и говорят, что ему требуется капитальный ремонт. По идее, в таком доме можно купить квартиру за маткапитал, а потом мучиться от сквозняков и отваливающейся штукатурки.
А в Белгороде в 2019 году жители дома № 16 на Михайловском шоссе вообще подавали в суд на мэрию с требованием признать дом аварийным. Правда, в региональном отделении ПФР России добавили, что не всем семьям одобряют покупку жилья.
В 2015 году территориальные органы ПФР вынесли 10 отказных решений, в 2019 году — 8, в 2020 — 4 отказа. Данные отказы были вынесены в связи с тем, что жилье, которое планировали купить владельцы сертификатов на материнский капитал, относилось к ветхому или аварийному, а также по причине лишения граждан родительских прав. Из ответа регионального отделения ПФР России
В ведомстве добавили, что оценка стоимости жилья не относится к их компетенции, так как приемлемую стоимость приобретаемого жилья потенциальный покупатель определяет самостоятельно.