Posted 13 ноября 2020, 05:00
Published 13 ноября 2020, 05:00
Modified 1 декабря, 07:49
Updated 1 декабря, 07:49
В Белгородской области при региональном управлении ФСИН функционирует отдел специального назначения «Сокол». Журналисты ИА «Бел.Ру» встретились с начальником отдела спецназначения Александром Мартыновым, который подробно рассказал о жизни бойцов, их подготовке и мечтах. Подробнее — в эксклюзивном интервью.
Александр Мартынов, как и многие сотрудники подразделения, за мужество и отвагу, проявленные в ходе выполнения служебно-боевых задач, удостоен государственных наград. До спецотряда он служил в воздушно-десантных войсках и работал в полиции. А в 1991 году со дня формирования отдела специального назначения «Сокол» Мартынов стал в его главе и по сей день является несменным начальником.
— Александр Григорьевич, сколько человек служит в спецназе Белгородской области?
— Личного состава у нас достаточно для того, чтобы выполнять оперативно-служебные, служебно-боевые задачи в полном объёме в Белгородской области как в местах лишения свободы, что является основной задачей отдела, так и в оказании помощи соседним регионам. Помимо этого, наш отряд принимает участие в случае необходимости в пресечении террористических актов и оказании помощи правоохранительным органам в предотвращении преступлений.
— Что нужно, чтобы попасть в спецназ? Какие требования предъявляются к кандидату?
— Спецназовец − это профессионал. Но за несколько месяцев или даже спустя один-два года этого достигнуть невозможно. Поэтому, согласно общепринятым критериям, молодой человек становится профессионалом спецназовцем после 4−5 лет пребывания в специальном подразделении. Именно спустя этот период он становится подготовленным во всех отношениях как физически, так и морально. Сотрудников спецназа мы принимаем после тщательного отбора: молодой человек должен иметь отличную категорию по состоянию здоровья, у него не должно быть никаких тяжёлых травм в юношестве или в детстве. Как правило, он должен иметь высшее или среднее специальное образование или иметь за плечами службу в вооружённых силах. Что касается последних, уже там они получают определённые азы: умеют обращаться с оружием и выполняют физические нормативы. Со всеми желающими вступить в отряд также работает психолог.
— Какую подготовку проходят бойцы в отделе «Сокол»?
– У нас существует распорядок дня. Сотрудники прибывают, к примеру, к 8:00, далее у них идёт подготовка, развод на службу, постановка и выполнение задач. В отделе бойцы проходят самую разнообразную подготовку: физическую, тактическую, специальную, огневую, медицинскую и теоретическую. Спецназовец должен не только бегать, прыгать и штурмовать, но и владеть законодательными нормами и быть в курсе последних новшеств.
— Какие крупнейшие операции были проведены в 2020 году?
— Как таковых операций не было, потому что они проходят, как правило, если есть горячие точки. А так у нас всё спокойно. Конечно, на протяжении года у нас были общепрофилактические мероприятия, но все они проводились в плановом порядке.
— Подведите итоги 2020 года. Чего удалось достичь?
— В 2020 году основная цель, которую нам удалось достичь, − это то, что в условиях пандемии мы не растеряли того, что было достигнуто в предыдущие годы. К примеру, служебно-боевую подготовку сотрудники удерживали на том же уровне. А ещё у нас осталась боевая слаженность во всех условиях: мы отрабатывали готовность к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, поэтому наши сотрудники показывают высокие результаты при проведении тестов и внезапных проверок.
— 13 ноября у вас профессиональный праздник. Как изменился отряд спустя несколько десятилетий существования?
— Первое, что хочется отметить, − за всё время существования спецслужбы у нас повысилась укомплектованность личного состава. Раньше штат был меньше и все боевые задачи мы выполняли тем составом. Но с годами он увеличивался, у нас вводились новые должности: появилась дополнительная численность снайперов, кинологов, увеличился водительский штат. А ещё к нам на вооружение поступала различная новая техника и экипировка. Поэтому сегодня мы знаем, что можем выполнить боевую задачу увереннее и с чёткой отдачей.
— Повлияла ли на вашу работу пандемия коронавируса?
— Люди, которые носят погоны, в обязательном порядке неукоснительно выполняют все предписания эпидемиологов. А ещё они советуют выполнять эти требования как окружающим, так и родственникам, потому что должна соблюдаться дисциплина и санитарные нормы. Поэтому у себя в отделе мы проводим санитарную обработку. Также наших сотрудников тестируют на коронавирус. По прибытии на службу мы разделяем потоки и разрешаем нахождение в раздевалке не более трёх-четырёх бойцов. Несмотря на это, пандемия на работу повлияла: некоторые сотрудники подверглись заболеванию, коронавирус у них не подтвердили, а вот пневмонию диагностировали.
— Какие планы ставите перед собой на 2021 год?
— В 2021 году 30 лет исполнится нашему белгородскому подразделению «Сокол». Что касается планов на будущее, конечно, хочется, чтобы меньше было болезней, чтобы наш состав был постоянным и чтобы мы показывали служебно-боевые успехи в тех или иных ситуациях. И, само собой, хочется, чтобы меньше было чрезвычайных ситуаций − мы должны желать, чтобы их не было, но быть к ним всегда готовыми мы обязаны.
— Чего вы боитесь? Расскажите о ваших страхах.
— Эти вопросы периодически задаются. Конечно, не может быть, чтобы человек не боялся. Да, каждый человек боится и опасается. Это довольно закономерно. Например, я как руководитель нашего подразделения во время каких-либо экстремальных ситуаций, особенно связанных с выездами в горячие точки, больше переживаю за своих подчинённых, а не за себя.
— О чём вы мечтаете?
— Я мечтаю, чтобы всё было хорошо, чтобы меньше болели окружающие, подчинённые, родные и близкие. Чтобы все приходили на службу в хорошем настроении и расположении духа. Ведь всегда приятно видеть подчинённых и коллег по службе в хорошем настроении. А ещё желаю, чтобы все были в достатке.
— Как отдыхает спецназ?
— Спецназовцы так же, как и обычные люди, отдыхают каждый по-разному: кто-то занимается рыбалкой, кто-то − охотой, а кто-то с семьёй выезжает на пикники. А ещё спецназовцы тоже посещают театр и кино. А кому не хватает на занятия времени в служебное время, могут приходить в зал рукопашного боя или тренажёрный зал. Зачастую мы организовываем и свои походы, посещаем музеи и уделяем время памятным датам.
— Какое из направлений профессиональной деятельности, помимо боевой подготовки и выполнения служебно-боевых задач, вы считаете приоритетным?
— Несомненно, одной из важнейших задач подразделения я считаю военно-патриотическую работу с подрастающим поколением. Время диктует свои правила, и с каждым годом всё сложнее отвлечь детей от новомодных гаджетов и привить им настоящие, неподдельные ценности — любовь к Родине, уважение к истории государства, готовность, в случае необходимости, встать на защиту Отечества. Спецназ «Сокол» проводит в этом направлении серьёзную работу как с кадетскими классами общеобразовательных школ, так и с воспитанниками военно-патриотических клубов и студентами учебных заведений. Ежегодно мы проводим день открытых дверей, приуроченный ко Дню защиты детей: «Служение Отечеству — взгляд из детства». Спецназовцы готовят показательные выступления, проводят выставку оружия, экипировки, бронетехники. Дети состязаются в силе и ловкости, проводим творческие конкурсы. Приятно видеть интерес и горящие глаза детей. Увидев профессионалов-спецназовцев своими глазами, многие выказывают желание продолжить службу в специальных подразделениях. Благодаря таким мероприятиям дети понимают, что служба в правоохранительных органах интересна, ответственна, почётна и важна.
— У кого в группе самая сложная работа?
— В нашем отряде сложная работа у всех, начиная с водителя, который должен управлять всеми видами транспорта и должен знать, как перевозить личный состав по дорогам и бездорожью. Сложная работа и у снайперов, и сотрудников штурмовых отделений, которые должны идти непосредственно на штурм в ходе каких-либо задач или операции. Помимо этого, каждый сотрудник должен выполнять не только свои функции, но и другие, которые прописаны в его должностных инструкциях. Например, если сегодня снайпера нет, но нужно выполнять его задачу.
Поэтому у нас каждый боец универсален, как и наше направление. К примеру, в повседневной деятельности мы выполняем задачи уголовно-исполнительной системы, а в случае необходимости можем выполнять войсковые операции и задачи в горячих точках: надо зачищать от боевиков населённые пункты − мы заходим и зачищаем. Никто не спрашивает, какое у вас направление, то ли спецназ ФСИН, то ли в спецназ МВД. Но, как правило, мы справлялись с любыми задачами, потому что спецназ ФСИН − самое универсальное подразделение.
— Есть ли какие-то распространённые суеверия, приметы, талисманы?
— У каждого отдельного бойца здесь свои суеверия и приметы. Что касается всего подразделения и профессии в целом, к приметам нельзя быть склонным. Также у каждого свой талисман: у кого-то на запястье крестики, у кого-то на груди ладанки или жетоны.
— Что вы считаете самым трудным в своей работе?
— Трудно оставаться человеком. Нужно быть и руководителем, и наставником, и учителем, и другом, и товарищем. Поэтому я всегда говорю своим подчинённым и вновь прибывшим молодым сотрудникам: «Делу — время, а потехе — час».