В рамках программы одним из направлений развития технологий и повышения эффективности процессов является максимальный уход от бумажного документооборота и переход на цифровые электронные подписи.
«Необходимость ускорения процессов и передовые технологии открывают для ГК МЕТАЛЛОИНВЕСТ возможности, позволяющие отказаться от привычных решений и перейти к более технологичным и удобным. В 2019 году на предприятиях Группы началось использование нового онлайн-сервиса от ПАО «МЕГАФОН», интегрированного с системой SAP S4/HANA и позволяющего работникам подписывать первичные учетные документы посредством мобильной электронной подписи. Мобильная электронная подпись (МЭП) — это технология создания усиленной квалифицированной электронной подписи с помощью применения специальной SIM-карты. Данный сервис предоставил нам возможность с минимальными расходами перевести в электронный вид первичные учетные документы. В результате мы полностью исключили бумажный оборот отдельных документов, расходы на бумагу и хранение документов.
В настоящее время сотрудникам комбинатов выдано более 1000 МЭП. Работники уже оценили быстроту, удобство оформления документов и отсутствие необходимости их доставки в учетный центр. Также мы отмечаем положительное влияние электронного документооборота на качество информации и сроки закрытия отчетности. В дальнейшем мы планируем перевести в цифровую среду не только все первичные учетные документы, но и другие документы предприятий Группы МЕТАЛЛОИНВЕСТ», — отметила главный бухгалтер ООО УК «Металлоинвест» Елена Шахова.
Проект «без бумаги» включает в себя несколько этапов:
1 этап — цифровизация внутригрупповых документов,
2 этап — цифровизация отношений с поставщиками,
3 этап — полный переход всех компаний группы на работу «без бумаги».
Внедрение данного проекта оказывает целый ряд положительных эффектов на функционирование предприятия и бизнеса в целом. Так, благодаря МЭП, в разы повышается оперативность отражения данных в учете, а также значительно возрастает качество сохраняемых данных. Теперь вся информация хранится в электронном виде, а не на бумаге, что позволяет всем данным безопасно «лежать» в системе.
Среди других положительных эффектов внедрения МЭП можно определенно назвать снижение затрат на администрирование процесса и архива, а также перестройку многих бизнес-процессов. Благодаря МЭП происходит упрощение процедур и уход от «исторически сложившегося порядка».
И, конечно, еще один эффект, о котором не стоит забывать — это эффект «экономии бумаги и деревьев».
В рамках данного проекта затрагиваются функциональные области, которые напрямую влияют на основной бизнес компании. Речь идет о первичных бухгалтерских документах, которые поэтапно переходят в электронное пространство и имеют юридическую значимость благодаря усиленной электронной подписи. Как привычная всем подпись на бумаге удостоверяет личность её владельца, так и электронная подпись выполняет ту же функцию, только теперь уже на документах в электронном варианте любого уровня и важности.
Для успешной наладки процесса команды «МегаФона», «JSA» (входит в «ИКС холдинг») и Металлоинвеста разработали индивидуальный бизнес-процесс выдачи МЭП. Он включает в себя подготовку корректно заполненных документов, группировку в списки приоритетов и передачу на проверку в управляющий центр МегаФона, где специально выделенная под проект команда проверяет документы и выпускает сертификаты для МЭП. На финальной стадии проходит личная идентификация пользователей. Для этого сотрудникам Металлоинвеста достаточно прийти с паспортом в установленное время на территорию своего предприятия, сделать две подписи и забрать сим-карту с МЭП. В данный момент благодаря такому процессу нам удалось выйти на объемы выдачи 150-200 сим-карт в неделю», — рассказала Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона.
Ниже приведены преимущества использования МЭП в подписании документов:
Таким образом для использования технологии МЭП всё, что необходимо делать владельцам мобильных устройств — это следить за наличием доступности сотовой сети и контролировать уровень заряда устройства.
Для того, чтобы начать пользоваться МЭП, нет необходимости менять действующий номер телефона: новую SIM-карту можно получить взамен действующей, при этом, все обычные функции SIM-карты — возможность отправки смс, совершения голосовых вызовов и пользования Интернетом — сохраняются.
С января 2020 г. на Михайловском и Лебединском Горно-Обогатительных Комбинатах начался процесс выдачи МЭП работникам, участвующим в визировании документов. К 10 июня 2020 г. выдано более 800 электронных подписей.
Меченкова Галина Николаевна, старший кладовщик завода горячебрикетированного железа, одна из первых начала применять МЭП на Лебединском ГОКе и на сегодняшний день успешно ее использует при подписании приходных ордеров и актов на списание МПЗ:
— При использовании МЭП исключается необходимость создания актов на списание МПЗ на бумажном носителе. Электронный документ, подписанный МЭП, сразу принимается к учету. Для кладовщика это очень удобно. Высвобождается время для непосредственно складской работы.
Приходный ордер также формируется и подписывается электронно.
Процесс подписания документа МЭП прост и происходит в два шага:
После введения МЭП рабочий процесс материально-ответственных лиц существенно изменился, став быстрее и удобнее. После запуска в работу электронного документооборота были исключены из ежедневной работы такие рутинные процессы, как распечатка, подписание и доставка документов во Фронт-офисы ООО «МКС». Теперь, после подписания МЭП, документы автоматически отправляются по назначению.
Поскорее бы все документы системы SAP перевели в ЭДО. У меня только положительные эмоции.
Мишин Денис Борисович
Начальник участка сгущения, фильтрации и сырого окомкования (МГОК)
Технология МЭП значительно упрощает процесс подписания документации и экономит ресурсы:
Тетянников Андрей Юрьевич, ведущий специалист по ведению ремонтов Автотракторного управления, сразу после получения прав на мобильную электронную подпись приступил к активному ее использованию:
— Подписывать акты на списание МПЗ на ремонты с помощью МЭП очень удобно. Процесс происходит оперативно и не требует создания бумажного документа с последующей его передачей по реестру. В виду территориальной удаленности нашего подразделения это важно и высвобожденное время можно продуктивно использовать.