Posted 17 апреля 2020,, 09:19

Published 17 апреля 2020,, 09:19

Modified 14 декабря 2023,, 15:59

Updated 14 декабря 2023,, 15:59

Красота требует жертв и соблюдения законов: о проблемах салонов во времена COVID-19

17 апреля 2020, 09:19
Постановление губернатора от 9 апреля разрешило работу салонам, парикмахерским, некоторым косметологам, но проблемы остались: запреты со стороны Роспотребнадзора, подорожавшие материалы, переход на одноразовые инструменты и непонимание клиентов.

9 апреля 2020 года губернатор Белгородской области Евгений Савченко внёс изменения в постановление от 3 апреля и разрешил работу многим организациям, которые временно закрылись из-за коронавируса.

Разрешено всё, что не запрещено

С 9 по 30 апреля большинство компаний всё ещё остаются закрытыми, но многие убрали из списка запрещённых. Так, с 10 апреля и в течение всей последующей недели постепенно и настороженно начинали свою работу салоны красоты, парикмахерские и отдельные мастера маникюра и педикюра. Косметологические центры, к слову, тоже активировались, но только те, у кого была медицинская лицензия.

Эту информацию прокомментировал и уточнил на брифинге 9 апреля замначальника управления по труду и занятости населения Виталий Шеин. Он сообщил, что «организации, независимо от форм собственности, могут работать, если их деятельность не ограничена постановлением губернатора № 36 от 3 апреля» и добавил, что список разрешённых к работе предприятий расширили.

Главное новое условие к салонам и прочим организациям, оказывающим услуги населению, – строго выделенные 4 м² на одного человека и использование одноразового оборудования для работы. В общем-то, основное требование – обеспечение максимальной безопасности.

Однако, даже после таких разъяснений, не всем владельцам бизнеса стало ясно, можно им приступать к работе или нет. Многие упорно вчитывались в постановление от 9 апреля и искали там своё предприятие. Особенно в смятении находились мастера ногтевого сервиса и владельцы парикмахерских. Они вычитали лишь запрет на работу СПА, массажных и косметологических салонов (без лицензии на медуслуги) и т.д. Особенно ввела в заблуждение фраза о приостановке деятельности предприятий, которые предусматривают «физическое присутствие гражданина».

Секрет был в том, что для того, чтобы заметить изменения и послабления, надо было читать не изменённое постановление от 9 апреля в отрыве, а сравнивать его со старой версией от 3 апреля. Тогда изменения были бы заметны, и можно было бы действовать по логике: «Разрешено всё, что не запрещено». Но многие бизнесмены искали фразу «разрешено возобновить работу…» в надежде найти там своё предприятие. И, скорее всего, успели завалить личными сообщениями мэра Белгорода Юрия Галдуна во «ВКонтакте», так как 10 апреля глава города опубликовал на своей стене сообщение:

Уважаемые горожане! Получил много вопросов в части услуг ногтевого сервиса и парикмахерских. Отвечаю, работать можно с соблюдением всех необходимых санитарных норм. Возникла путаница по работе торговых центров. В соответствии с постановлением Губернатора № 40 деятельность ТРЦ и ТЦ по-прежнему под ограничением. Извините, если ввёл в заблуждение, отвечая на личные сообщения. Юрий Галдун

Больше затрат, меньше клиентов, но хоть разрешили работать

Даже при том факте, что в определённых условиях салонам разрешили предоставлять свои услуги белгородцам, нельзя сказать, что бизнес вошёл в прежнюю колею. Предприниматели всё же отмечают определённые сложности.

Так, Анастасия – руководитель сети салонов красоты NikaStyle в Белгороде – рассказала «Бел.Ру», что работа возобновилась, но главная проблема – финансы. Маски и антисептики подорожали, а клиентов стало меньше из-за соблюдения правила о 4 м² на человека. Да и вообще, в целях безопасности в привычно заполненном салоне теперь работает два мастера в смену.

Маски и антисептики стали дороже – это сложность. Раньше маску можно было купить оптом по рублю за штуку, сейчас – по 100 рублей за одну. Больше затрат, а клиентов меньше можем принимать. Аренду кто-то отсрочил, кто-то снизил сумму, кто-то не сбрасывал – это большой удар. Но хорошо, что хоть вообще разрешили работать.Анастасия, руководитель сети салонов красоты

В комментариях в соцсетях под новостью о возобновление работы салонов при условии одноразовых инструментов белгородцы интересовались, как быть с дорогостоящими ножницами, щипчиками и прочим профессиональным инвентарём. Анастасия сказала, что заменили всё возможное на одноразовое, остальное проходит три степени обработки. Но женщина признаётся, что в этом плане в заведении ничего практически не изменилось. Такую же обработку инструменты проходили и до коронавируса.

Пилочки, бафики, полотенца, простыни, шапочки – одноразовые. Всё, что металлическое – всё стерилизуется в три этапа: дезинфекция, ПСО (предстерилизационная очистка) и стерилизация. На первом этапе погибает 70-80% патогенной микрофлоры. Остальное переходит в состояние спор и гибнет только на этапе стерилизации при термообработке 160-180 градусов. Это для фрез, ножничек и т.д. По стерилизации у нас ничего не изменилось. У нас всегда обрабатывали рабочие инструменты, поверхности. Поток людей-то большой.Анастасия, руководитель сети салонов красоты

Ещё одна сложность, как отметила Анастасия, – клиенты и их осознанность. Не все понимают и принимают тот факт, что посещать салон по 10 человек и больше, так, как это было раньше, уже не получится, и это правило вводится для их же безопасности. Кто-то удивляется ценам на услуги и апеллирует фразой: «Коронавирус ведь, всем тяжело, денег нет. Куда такие суммы?».

Многие не понимают, что мы ограничены в количестве посетителей в одно время. Не понимают, как так. Другие не понимают цен. Хотя мы объясняем, что это не только у нас, но и везде. К сожалению или к счастью такой вынужденный режим – не знаю. Но ведь он позволяет и работать, и обезопасить себя. Верить, есть этот вирус или нет – дело каждого. Но правила соблюдать надо. Да, это бьёт по карману предпринимателей и сотрудников. Но нужно всем относиться с пониманием друг к другу. Можно потерпеть немного. Да, материал подорожал, да, клиенты реагируют не всегда адекватно, но это временно. Анастасия, руководитель сети салонов красоты NikaStyle

Косметология: меры защиты те же, но клиентов меньше

Косметология, как и вся индустрия красоты, столкнулась с определёнными трудностями. Однако, как выяснилось из разговора с несколькими косметологами, в их работе нововведений стало меньше, особенно в части обработки и средств защиты. Так как косметология, особенно инъекционная, подразумевает лицензированный кабинет, а лицензию не так просто получить. Терять её никто не захочет и посему соблюдают все необходимые меры защиты тщательнее и относятся к этому скрупулёзнее, чем могут отнестись обычные салоны красоты.

Меры защиты используем те же самые, которые были до пандемии. Лицензию не так просто получить. Тем более косметолог – это доктор, который прошёл шесть лет обучения, ординатуру и повышение квалификации. Поэтому всегда соблюдаются СанПиНы: дезинфекция, асептика, антисептика, одноразовые расходники и УФ-лампа. Екатерина, врач-косметолог

Специалист рассказала, что для соблюдения безопасности изменилось только то, что всё вышеперечисленное делается теперь не один, а три раза в день. А главная сложность – клиенты. Здесь важны два моменты, по словам Екатерины. Первое – сложно приходится с теми, кто проходил курс косметологических процедур. Их пришлось прервать и консультировать онлайн. Однако не всегда это эффективно и правильно, ведь врачу надо видеть участок кожи, все проблемы или улучшения лично, чтобы максимально правильно выстроить дальнейшее лечение. Второй момент – клиентов стало меньше.

Раньше на одного человека уходило полчаса, сейчас – час: полчаса сеанс и полчаса уборка. Но это для безопасности обеих сторон. Екатерина, врач-косметолог

Коллега Екатерины Людмила солидарна с таким мнением. Говорит, что работает в прежнем режиме. В кабинете косметолога и так всегда находился один человек. Никогда не было такой практики, как, допустим, в салонах маникюра и педикюра, когда сидит сразу по 10-15 человек. Поэтому единственное, что добавилось – это частые уборки, на которые уходит чуть больше времени.

Мы теперь протираем кушетки «Санитайзером» после каждого клиента, делаем чаще влажную уборку: все ручки протираем, двери и т.д. Людмила, врач-косметолог

Ещё одна проблемой, как и у многих в это непростое время, косметолог Екатерина называет аренду. Доходы уменьшились, а платить за помещение надо. Но тут, по словам врача, наблюдается послабление. Женщина признаётся, что столкнулась с адекватным арендодателем, который с пониманием отнёсся к ситуации и снизил арендную ставку на 50%. В основном же кабинет выживает за счёт средств, заработанных в марте.

Наша работа напрямую зависит от клиентопотока. Так как доход составлял какое-то время ноль, то и зарплата была ноль. Есть, конечно, какие-то сбережения. За их счёт выдали всем авансы и оклады. Но в таком темпе мы точно не протянем дольше одного месяца. Екатерина, врач-косметолог

По данным РБК, эксперты ИT-компании «Эвотор» выяснили, что послабление для работы салонам красоты во многих регионах России пока мало отразилось на показателях сегмента в целом. Хотя среди регионов наибольший рост бизнес-активности показала Белгородская область, тут число работающих малых и средних предприятий выросло с 42,1 до 54,3%, ситуация слабо изменилась в лучшую сторону. Всё потому, что именно этот сегмент пострадал больше остальных: салоны, фитнес-центры, магазины одежды, обуви, парфюмерии, книг, ювелирных товаров, текстиля для дома потеряли в среднем 80–90% выручки.

Роспотреб: необоснованных требований с нашей стороны не было

Несмотря на то, что одни салоны, парикмахерские и кабинеты косметологии приступили к работе, кто-то до сих пор не может разобраться в постановлениях, разрешениях и запретах. Так, под нашей новостью в соцсети Instagram пользователь svetdalekix написала:

Достоверна ли эта информация? Почему тогда в Роспотребнадзоре говорят, что парикмахерским и салонам красоты запрещено работать по-прежнему? Svetdalekix

Почему так – остаётся только предполагать. Действительно, сами специалисты в этой сфере жаловались, что первое время было много невыясненных моментов: заведения то открывали, то закрывали, по несколько раз меняли списки с разрешёнными к работе предприятиями, кто-то даже говорил о проверках заведений на законность оказания услуг. Это значительно осложняло процесс, особенно в юридическом плане, ведь у всех есть цель заработать, а не потерять на штрафах.

Однако руководитель управления Роспотребнадзора по Белгородской области Елена Оглезнева заявила, что все моменты улажены и для работы следует только соблюдать прописанные в постановлениях запреты и разрешения. Что касается проверки заведений на правомерность оказания услуг в период карантина, то этим, по словам Оглезневой, занимается УМВД. Роспотребнадзор к этому процессу отношения не имеет.

Мы вообще не выходим на проверки. Выходит УМВД. Все знают наших специалистов на местах, никаких необоснованных требований с нашей стороны быть не должно и не было. Когда мы получаем такую информацию, ещё раз перепроверяем – созваниваемся со всеми территориальными отделами. Что касается соблюдения режима, сегодня это полномочие УМВД. Они выходят, готовят материалы. До 1 апреля их поставляли в управление Роспортебнадзора по Белгородской области. Там была статистика. После 1 апреля такие материалы стали рассматривать суды. Запреты работы рассматривают и выявляют именно сотрудники УМВД.Елена Оглезнева, руководитель управления Роспотребнадзора по Белгородской области