Posted 3 апреля 2020,, 12:56

Published 3 апреля 2020,, 12:56

Modified 14 декабря 2023,, 15:58

Updated 14 декабря 2023,, 15:58

Спорттовары в условиях COVID-19: ситуация в России и Белгородской области

3 апреля 2020, 12:56
Производители спортивных тренажёров, одежды, обуви, инвентаря: кто из них выиграл в схватке с коронавирусом, а кто близок к краху?

Спорт давно стал неотъемлемой частью жизни каждого третьего россиянина. Причём это уже давно отдельный мир: со своими правилами, технологиями, промышленностью, лидерами в этой сфере и определёнными трудностями. Торгово-промышленная палата РФ рассказала о достижениях отечественной индустрии в этой области, о спортивных товарах российской сборки и проблемах российской спортиндустрии из-за коронавируса. В ИА «Бел.Ру» узнали об этих показателях в Белгородской области.

О всех аспектах и изменениях в спортиндустрии никто не будет знать лучше, чем те, кто связан с ней напрямую.

Тренажёры

Андрей Владимиров сейчас владеет компанией «Профиджим» по производству спортивных тренажёров. «Ежегодно в России их продают на 50 миллиардов рублей», — утверждают в Торгово-промышленной палате. Для сравнения, российский рынок спорттоваров превышает 500 млрд рублей в год. Из них 40 % приходится на спортивную одежду, пятая часть — на обувь и немного больше — на инвентарь и оборудование.

«Профиджим» ежедневно выпускает по три грузоблочных и до пяти единиц лёгких тренажёров на площадках в Туле и Орле. Три года назад компания добавила к производству реабилитационное оборудование, которое используют для восстановления после травм.

Задача отрасли — поддерживать и спорт высоких достижений, и самое главное — массовый спорт, здоровый образ жизни для населения. Именно на это нацелена вся эта стратегия. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Андрей Владимиров рассказал, что, судя по прошлому году, компания преуспевает, прирост оборота происходит за счёт повторных обращений. 80 % клиентов — не новички, а постоянные.

Для наглядности Владимиров описал в цифрах себестоимость одного тренажёра «Профиджим».

Треть себестоимости тренажёра «Профиджим» приходится на металл. Ещё 17 % — на другие материалы: кожу, ткани, поролон, краску. С затратами на сырьё сопоставим фонд оплаты труда. Прочие расходы — энергоресурсы, амортизация, налоги — съедают пятую часть себестоимости тренажёра. Компания «Профиджим» добавляет к расходам 30 % — в качестве прибыли. Андрей Владимиров, владелец компании «Профиджим»

Спорттовары

Руслан Позюков — выпускник хоккейной школы ЦСКА. Десять лет назад ему пришла в голову идея приобрести в Подмосковье фабрику спортивных товаров. Руслан отдал 50 млн рублей за актив из третьего дивизиона. На тот момент производство проходило в бывших колхозных мастерских, а сама компания находилась на грани банкротства.

Сейчас же Позюков — владелец «Олимпсити» — компании, которая считается ведущим поставщиком спортивного оборудования в России. Хотя сам Руслан признаётся, что в своё время поднять производство с колен ему помог низкий валютный курс, а сейчас вся прибыль возвращается в дело.

Здесь программа очень простая: как только мы видим, что сумма заказываемых деталей подходит к ежемесячному лизинговому платежу, мы покупаем станок. И вместо того, чтобы платить за изготовление деталей, просто платим лизинг. Руслан Позюков

Производство Руслана базируется, по большей мере, на канатах, матах, шведских стенках, инвентаре для спортивных залов. Всё это потом отправляют в детсады, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы. И половину спроса, по словам Позюкова, в этом деле обеспечивает государство. Именно поэтому каждая из сторон заинтересована в качественной продукции.

Есть, конечно, то, где мы неплохо выглядим и себя полностью обеспечиваем. Это спортивное оборудование — как для залов, так и для открытых площадок. Есть тонкие места — спортивный инвентарь и экипировки. Здесь есть проблемы и предстоит поработать. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Но в условиях нынешней ситуации в мире и России из-за коронавируса зависимость от государства может обернуться проблемой для производителей спорттоваров. Закупки в этой сфере могут сократиться на 50, а то и 70 %, что нанесёт непоправимый ущерб игрокам рынка. Из-за проблем с поставками деталей из Китая российская спортивная продукция может вырасти в цене на треть или вообще рискует просрочить сроки изготовления. Но если бы ситуацию с COVID-19 объявили форс-мажорной, это помогло бы снизить процент потери производителей.

В этом плане не только столичные компании испытывают трудности.

Проблемы на рынке спортиндустрии из-за COVID-19

По данным департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области, в регионе две основные организации обеспечивают производство спортивной одежды и спортинвентаря — ООО «ПК Лидер» и White City.

Первая производит детские боксёрские перчатки, груши для битья, спортивные маты. В области основные заказчики у «Лидера» — это федеральная сеть магазинов «Детский мир», профессиональные и любительские спортклубы, секции.

На рынке поставщиков компания находится с 2016 года. Микропредприятием ООО «ПК Лидер» руководит Ольга Ефремова, и, судя по данным «СПАРК-Интерфакс», чистая их прибыль на конец 2018 года составляла 1,5 млн рублей.

Вторая компания — White City с уставным капиталом на 2019 год в 11 000 рублей. Среднесписочная численность персонала, по данным «СПАРК-Интерфакс», три человека, они шьют для области спортивную одежду. На их сайте ещё можно найти спортивные сумки, рюкзаки, флаги и баннеры, спортивную атрибутику. Руководит компанией Алексей Литвинов. Правда, чистая прибыль на фоне «Лидера» кажется мизерной: за 2018 год всего 38 000 рублей.

Объединяет эти две компании один факт — по данным департамента, у них в связи с отменой массовых мероприятий и занятий в спортсекциях области появился недостаток заказов. В связи с этим фирмы обсуждают вопрос пошива средств индивидуальной защиты.

К слову, об этом на сайте департамента экономического развития Белгородской области буквально вчера, 2 апреля, появилась новость о том, что «все имеющиеся производственные швейные мощности региона ориентированы на изготовление средств индивидуальной защиты: многоразовых повязок из ткани или одноразовых нетканых материалов». В списке этих самых производителей уже есть вышеупомянутое ООО «ПК Лидер».

Кроме того, как сообщили в департаменте, все произведённые средства индивидуальной защиты реализуются напрямую этими предприятиями.

Однако некоторые компании планируют, наоборот, выиграть в сложившейся из-за коронавируса обстановке.

Как и кто извлекает выгоду из ситуации с коронавирусом?

Произведённые «Центром спортивных технологий» в Калужской области лыжи занимают 70 % мирового рынка. В 2019 году они выпустили 1,2 млн пар лыж. В 2020 году ожидается спад на 20 % из-за аномально тёплой зимы в России. Но «Центр спортивных технологий» нашёл способ компенсировать спад с помощью заказов из-за границы и азиатской части страны.

Татьяна Кашникова, совладелица компании «Центр спортивных технологий», признаёт, что, если закроются фабрики, которые производят полуфабрикаты — скользящую поверхность, верх лыжи, сердцевину — то и «Центр» прекратит работу по причине нерентабельности.

Всё потому, что лыжи делают из композитных материалов и дерева. Его сушат, вырезают дефекты и склеивают в блоки, из них нарезают клинья. Также используется пластик, которым покрывают для гибкости и прочности мыски и пятки. Всё это потом заворачивается в препрег, который изготавливают на специальной машине. Только потом с защитным слоем и скользящей поверхностью отправляют под горячий пресс. Всё это довольно затратно. Именно поэтому «Центр спортивных технологий» закупает лишь оборудование и сырьё.

В целом власти оценивают занятость отечественной спортивной индустрии в 300 компаний. Но эксперты в этой отрасли с этим не согласны. Всё дело в том, что к спорттоварам сегодня приписывают всё подряд, будь это майка или мотоцикл. Поэтому от российской Торгово-промышленной палаты поступило предложение создать реестр предприятий спортивной индустрии и перечень спортивных товаров, чтобы на их основе писать для рынка правила игры.

Рождается следующий вопрос — это формирование предложений для государства, каким образом поддерживать развитие этой отрасли. Это могут быть финансовые вопросы, могут быть нефинансовые вопросы регулирования этой отрасли. Например, обнулить пошлины на ввозимое сырьё для производства спортивных товаров. Такая тема тоже существует, не всё в качестве сырья имеем здесь в России. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России