В Белгороде транспортная реформа, а в Махачкале – «каменный век»?

24 марта 2020, 07:39
Фото: Мария Корнева/Бел.Ру
Жительница Махачкалы, временно проживающая в Белгороде, сравнила организацию общественного транспорта в двух городах и назвала плюсы и минусы каждой из них.

Махачкала – столица Республики Дагестан, немного больше Белгорода. Население города составляет 600 тысяч человек, а площадь – 470 кв. км. На фоне бурной транспортной реформы в Белгороде давайте узнаем, как в Махачкале обстоят дела с общественным транспортом.

Самый распространённый вид общественного транспорта в Махачкале – маршрутки. В основном это обычные «Газели» старого образца. Часто в маршрутках пассажирские сиденья держатся на честном слове, прибиты гвоздями или не закреплены вовсе. Водители в основном комментариев по этому поводу не дают, отговариваются тем, что «нет денег на ремонт» или «не нравится – выходи и иди пешком». И да, чаще всего водители ездят на своих личных «Газелях», поэтому все маршрутки разных цветов, разных моделей и зачастую похожи на безумные творения Франкенштейна – собраны из разных частей.

В городе существует порядка 50 разных маршрутов, многие из которых частично совпадают. Проезд фиксированный – 23 рубля, но по сравнению с Белгородом ни одна маршрутка не проезжает от одного конца города до другого. В Махачкале приходится часто ездить с пересадками.

Вторым по популярности средством общественного передвижения является автобус, который в качестве топлива использует метан. Он в разы медленнее маршрутки, ездит только по одному зафиксированному маршруту, но на порядок дешевле: проезд стоит всего 15 рублей. Следует автобус из соседнего города Каспийск по всей Махачкале. Ездят эти автобусы ежедневно с интервалом 10 минут и делают около 70 остановок. Если вы спешите на работу или по делам, то лучше поезжайте на маршрутке или такси, ибо на автобусе ваш путь составит целую вечность. И, наконец, самый непопулярный в городе вид транспорта – троллейбус. Несмотря на то, что троллейбусы в Махачкале ездят по пяти разным маршрутам и проезд составляет 13 рублей, люди предпочитают ездить на маршрутных такси, т. к. это комфортнее и быстрее.

Троллейбусы в Махачкале выглядят, откровенно говоря, не ново, эксплуатируются они ещё с советских времён, часто ломаются в пути, по узким махачкалинским дорогам передвигаются медленно и неуклюже, отсюда такая крайняя непопулярность этого вида транспорта. Но для разгрузки транспортного и пассажирского движения всё же необходимы, т. к. в городе большая нехватка транспортных единиц, все маршрутки и автобусы обычно забиты битком, а в час пик картина удручает: пассажиры хуже шпрот в банке.

Троллейбусы, как и автобусы, ездят без кондукторов, и оплата за проезд производится при выходе, поэтому многие ездят зайцами и бороться с этим то ли не хотят, то ли не умеют. Также в троллейбусах действует бесплатный проезд для пенсионеров, и это единственный плюс передвижения на этих «каракатицах».

В Махачкале, к сожалению, за чистотой в общественном транспорте почти не следят, да и люди мусорят больше, не уважают чужую собственность. Часто салоны транспорта оплёваны, изрисованы, пассажиры ломают сиденья без угрызений совести. Да и за грубость водителей не наказывают: хамить пассажирам для них – в порядке вещей. Оплата картой для водителей маршрутного такси и автобуса – это нечто футуристическое. Не думаю, что в ближайшие пару лет в Махачкале введут безналичную систему оплаты.

На мой взгляд, в Белгороде намного лучше организована система общественного транспорта, автобусы чище, их больше, есть система безналичного расчёта. Единственный минус, я считаю, – отсутствует контроль за непопулярными маршрутами, такими, как, например, в микрорайон Новая жизнь: часто автобусы не приезжают в назначенное расписанием время.

Напомним, к лету 2020 года во всех автобусах в Белгороде установят валидаторы для безналичной оплаты проезда, первые сто валидаторов уже установили в маршрутках города. Осталось закупить ещё около 900 валидаторов. А контролировать добросовестность пассажиров будут контролёры. Они, кстати, тоже уже работают на маршрутах областного центра. Мужчины и женщины в синей форме ходят по автобусам и троллейбусам в Белгороде.

Напомним, что первые валидаторы, которые поступили на тесты, оказались дорогими. Белгородским перевозчикам из бюджета компенсируют затраты на валидаторы и услуги по эквайрингу.