Posted 7 марта 2020, 09:05
Published 7 марта 2020, 09:05
Modified 17 сентября 2022, 16:51
Updated 17 сентября 2022, 16:51
За последние полгода на территории Белгородской области во время прохождения службы скончались два солдата: срочник и контрактник. Случаи абсолютно разные, но объединяет их одно — родственники погибших ребят не верят в официальные версии их смерти. Мамы, папы, соседи считают, что всему виной тяжёлые в психологическом плане условия службы.
На что жаловались родители служивших в Белгородской области солдат, в каких условиях живут молодые люди и что стало причиной таких исходов — в материале ИА «Бел.Ру».
27 ноября 2019 года из Невинномысска (Ставропольский край) на поезде выехал на службу Владимир Кялов. Молодому человеку было 19 лет. 28 ноября он уже прибыл на место службы — в белгородскую воинскую часть № 20925. В первый же вечер солдат-срочник отправил своим родным смс с сообщением о том, что утром он заступает в наряд, и должен будет мыть туалеты. Владимир был с этим не согласен и планировал отказаться. Однако уже утром 29 ноября с Кяловым не смогли связаться, а вечером стало известно о его смерти.
Отцу погибшего срочника командир сказал, что утром его сын подтягивался на турниках, упал и больше не встал. У него остановилось сердце, и помочь ему не смогли. Однако родители погибшего в такую версию не верят, потому что сын никогда не увлекался турниками и вообще был хилым ребёнком.
В военном следственном управлении по Западному военному округу «Бел.Ру» ответили, что по факту смерти рядового Кялова проводили доследственную проверку. По её итогам 30 декабря в официальном постановлении отказали в возбуждении уголовного дела. Считается, что в смерти молодого солдата нет криминала и к этому не причастны военнослужащие и должностные лица воинской части № 20925.
Точная и официальная причина смерти рядового Кялова — острая коронарная недостаточность. Считается, что это не заметили ранее, так как в 50% случаев у болезни нет предшествующих симптомов. Но такое заключение может показаться немного странным, если прочесть материал «Кавказ Пост», где указывают, что Владимир был спортсменом и занимался боксом.
По версии отца, которую он озвучивал местному телеграм-каналу «Белгород № 1», «его могли заставить до изнеможения подтягиваться — в это я поверю. Мог быть удар в грудь. А так одно с другим не вяжется». Плюс ко всему родных погибшего солдата заинтересовал тот факт, что при наличии всех контактов о смерти их ребёнка сообщили только вечером.
Почему так произошло? Для самих родителей Владимира Кялова остаётся загадкой.
Корреспондент ИА «Бел.Ру» изучила комментарии родителей о впечатлениях проходящих службу сыновей, внуков, братьев. Однако фактов психологического насилия или жалоб на трудности во взаимодействии руководства и солдатов не обнаружила. Основные претензии — к условиям содержания молодых солдат и небольшие — к питанию.
Казармы – обычные старенькие здания. Внутри жуть, как жарко. Естественно, кондиционеров нет. Все липкие, потные, мыться раз в неделю, чаще не разрешают. Хотя ванная есть, где умываются по утрам. В баню ходят городскую строем. Идти около получаса, пока обратно идут — что мылись, что не мылись… Пользователь форума «Мама солдата»
На сайте «Призывник Солдат» в описании части № 20925 есть пункт об условиях проживания: »На территории работает лазарет, который оказывает первичную помощь при заболевании. По отзывам солдат, лекарств недостаточно, лечат некачественно».
Нередки жалобы на недостаток сладкого: «Молодым людям не хватает сладкого. В посылках просят присылать шоколад и конфеты».
Единственный комментарий о психологических сложностях прохождения службы нашёлся на сайте Esosedi, где обсуждают вопросы и проблемы различных воинских частей. Здесь солдат, отслуживший в белгородской воинской части № 20925, написал:
Морально очень тяжело, потому что учебка. Свободы действия никакой, чтобы куда-либо пойти, нужно постоянно спрашивать разрешения. Если всё хорошо, то в принципе на какое-то время по выходным выдают телефоны, в зависимости от того, какое настроение будет у офицера. Солдат воинской части № 20925
Тело 19-летнего солдата-контрактника нашли в лесу на дереве в Белгородской области утром 11 февраля. Максим Щербак жил в селе неподалёку, а служил в воинской части № 34670 в селе Солоти Валуйкого горокруга. По предварительным данным Западного военного округа, военнослужащий покинул воинскую часть по окончании рабочего дня. На следующий день на службу он не вышел, а его тело без признаков насильственной смерти нашли местные жители.
Мама Максима в общении с корреспондентом «Бел.Ру» сообщила, что на 4 марта ещё ведётся следствие по трём направлениям: суицид, доведение до суицида и убийство. Но пока ни по одному из них не возбудили уголовное дело. Женщина не верит в версию с суицидом, потому что уверена, что на службе её сыну очень нравилось, и он относился к ней с энтузиазмом.
Первое время (на службе) было тяжело, но он терпел. Ему даже нравилось, особенно когда в поля ездили, на полигоны. Приезжал вдохновлённый. А в последнее время что-то пошло не так. Первые три месяца проходили как учебка. Ему было тяжело. Он был рослый, плотный мальчик. А ещё и форму им выдали… Ему берцы дали 45-го размера вместо 43. Он там ноги растирал, но ходил, и никаких жалоб не было. Даже наоборот — был воодушевлённый. Он пошёл в армию, можно сказать, с каким-то удовольствием. А вот когда выдали зарплату… Я это всё именно с зарплатой связываю. Когда её выдали… Я, конечно, понимаю, что он начинал взрослеть и переоценивать всё: жизненные ценности, смотреть по-другому, меняться начал. Мы рассчитывали на меньшую зарплату. Он получал больше. Может, кому-то отдавал. Писали же, что пацанов в части ставят на счётчики. Мне сын не говорил ничего об этом. Но сейчас я думаю, что, может, так и было. Потому что я не верю, что он сделал суицид. Никто этого и не доказал. Елена, мать погибшего Максима Щербака
В телеграм-канале «Белгород № 1» появилось описание заключения замполита о возможных причинах трагедии. Изучив его, становится понятно, что он видит причину в нездоровой эмоциональной ситуации дома у солдата. По его словам, у Максима не сложились отношения с отчимом, а Елена (мать Максима) беспокоилась только о своей личной жизни и пыталась всячески дистанцироваться от сына. Кроме того, приведённые результаты психологического обследования Максима в части гласят о том, что у молодого человека была заниженная самооценка, а в зимнее время ему вообще было не рекомендована служба с оружием.
Однако сама Елена описывает отношения с сыном как доверительные, а его самого как спокойного, доброго, хорошего мальчика.
Обычный тихий мальчик, скромный. Увлекался компьютерными играми. А так, обычный парень. Но чужие люди расскажут о нём больше, для меня-то он всё равно лучший. Только когда мы восстановили его симки и вскрыли «ВКонтакте», увидели, что много мальчишек из части просто удалились из его друзей или заблокировали Максима. Елена, мать погибшего Максима Щербака
Руководство части ответило на такие предположения заключением о том, что Максим был психически неустойчив при экстремальных нагрузках, был замкнутым и необщительным, но к нему никто не применял физическую силу и морально никогда не унижали.
ИА «Бел.Ру» решило пообщаться с соседкой погибшего контрактника и узнать, в каких он был отношениях с окружающими и своей семьёй. Ольга Владимировна охарактеризовала Максима как отзывчивого, общительного парня, который всегда готов помочь, вежлив и коммуникабелен, а заключение замполита — полная несуразица.
С Максимом я была знакома с самого его рождения. Он был добрым, отзывчивым, домашним мальчиком. Единственное его отличие от нынешней молодёжи — он никогда никому не грубил, не участвовал в потасовках, драках, не употреблял алкоголь. Он всегда всем приходил на помощь: хорошо разбирался в компьютерах и устанавливал всему селу бесплатно всякие программы, подвозил бабушек от церкви домой и просто соседей на рынок. Жаль, что его жизнь так оборвалась: внезапно и рано. И отношения с Леной (мамой) у него были замечательные. Мы были всем селом в шоке, когда прочли слова замполита. Это глупости и неправда. Даже подходили к Лене и предлагали собрать подписи о том, что это всё ложь. Она его растила одна, без отца, он их бросил. Но недавно появился отчим. В селе, конечно, всё внимание на него направилось. Но и про Юру (отчима) сказать ничего плохого не могу. Всегда приходил не с пустыми руками, таскал печенюшки, пряники. Однажды Максим права получил, но ездил неуверенно, а Юра с ним ездил, подучивал его. Ольга Владимировна, соседка
Стоит учесть, что и соседка Ольга Владимировна в своём рассказе упомянула, что общалась с Максимом на тему службы, и он всегда говорил об этом с удовольствием и только хорошее: »Я его спросила, как он там. Сказал, что ничего, ему даже нравится. А что случилось месяц назад? Никто не знает, но и не верит, что он мог на это пойти сам. Хотелось бы подробного расследования, чтобы докопались до истины. Может, ему в этом помогли, а может быть, обижали не физически, а психологически давили».
По этому поводу военное следственное управление по Западному военному округу ответило ИА «Бел.Ру», что доследственная проверка проводится, но морально-психологическое состояние, правовая и соцзащита военнослужащих — это не их компетенция.
Корреспондент ИА «Бел.Ру» получила от мамы погибшего Максима номер телефона командира роты. Однако, связавшись с ним два раза, получить комментарий о том, что он думает о Максиме как о солдате и человеке в целом, так и не удалось. Военнослужащий уходил от разговора и пообщаться «ни позже, ни потом, ни после восьми» так и не вышло.
На просторах Интернета, форумах мам солдатов и в различных комментариях под обсуждениями части № 34670 родственники солдат неоднократно жаловались на ужасные условия. Родные служащих с ужасом описывали частые случаи заболеваний, воровство одежды и других личных вещей и грязное выданное бельё.
Очень хотела бы узнать номер телефона командира части. У меня служит сын. В конце мая у него украли телефон. Я отправила ему sim-карту заказным письмом, отследила на сайте, письмо получено, только неизвестно кем!!! С сыном приходится общаться по чужому телефону. Ему письмо не отдают. Беспредел какой-то!!! Наталья Одерий, мама солдата из части № 34670
Друга мама солдата пожаловалась на угрозу жизни своего сына. По её словам, в части № 34670 нет надлежащих условий, чтобы солдаты могли погреться и просушить свои вещи. От этого они часто болеют пневмонией, ОРЗ, ОРВИ и другими заболеваниями.
Здесь же налицо угроза для жизни и здоровья. Почему здоровые солдаты, попадая в армию, начинают повально болеть пневмонией, бронхитом, ларингитом и прочими простудными заболеваниями? Позаботиться о здоровье солдат, подготовить казармы к отопительному сезону должны были ещё по осени, но, к большому сожалению, этого не произошло. Казармы в этих частях почти не отапливаются, если где и есть тепло, то оно остаётся на уровне 1 этажа, а в Валуйках не все модули имеют отопительные приборы. Мой сын сейчас живёт в бункере. Солдаты мёрзнут. Разговаривала по телефону: кашляют все повально… В мокрых берцах согреться не могут, обувь не просыхает, сушилки закрыты и у солдат нет возможности высушить свои личные вещи. Тем более в такой воинской части, как Солоти, где по колено грязи и на стрельбы солдаты вынуждены ходить через поля. Людмила Дружба
Ещё до трагичного случая с Щербаком там фиксировали моральную травлю военнослужащего, история о котором дошла до Путина, а подробнее о ней писали на TJournal.
Согласно материалу, офицер Алексей Золотарёв пожаловался на то, что на него возбудили уголовное дело после отказа участвовать в коррупционных схемах воинской части. Как итог — его начальник угрожал сжечь его жену и детей. По этому поводу Золоторёв направил через интернет-приёмную 14 жалоб президенту России. По словам Алексея, спустя какое-то время туда-таки приехала комиссия, которая пыталась признать Золотарёва невменяемым. Но тот легко прошёл медкомиссию и доказал обратное.
Мой командир и все замы мне сказали, что я оскорбил вышестоящее командование округа. Своим письмом Путину. Алексей Золотарёв
В итоге Алексея просто уволили, а его семье стали угрожать. Об этой истории можно ещё много чего написать, а уж найти комментарии недовольных мам, бабушек, сестёр солдат — проще простого. Вопрос в другом: когда это прекратится и как скоро докопаются до сути, установят реальные причины гибели солдат на службе в Белгородской области?
А пока в этом разбираются соответствующие органы, кто-то успевает ещё и заработать на горе других и наивности обеспокоенных родственников военнослужащих подобными сообщениями в соцсетях:
Предлагаю персональную защиту вашего сына в части, есть знакомые офицеры, которые смогут помочь, защитить и проконтролировать вашего сына, если вы волнуетесь, обращайтесь в личные сообщения. С уважением, Диана!Диана Рябова, пользователь соцсети «ВКонтакте»