Posted 4 марта 2020, 13:26
Published 4 марта 2020, 13:26
Modified 20 августа, 01:52
Updated 20 августа, 01:52
Оперативного механизма для работы со случаями мошенничества, когда злоумышленники выманивают персональные данные банковских карт, пока нет.
Начальник полиции Валерий Медведев отметил, что в последнее время наблюдается увеличение случаев мошенничества и дистанционных краж при помощи интернета и мобильных телефонов. В 2017 году в Белгородской области было зарегистрировано 1234 преступлений такого характера, в 2018 – 1757 преступлений, а в 2019 статистика резко возросла – было зарегистрировано 2883 случая. Дистанционных краж было совершено 1049, а случаев мошенничества – 1429. Основная проблема таких преступлений – абсолютно разный возраст и социальное положение преступников.
Что мы можем сказать по образу преступников? Когда это всё только начиналось, такие преступления, как правило, исходили из мест лишения свободы. Это были какие-то простейшие операции, а люди сидели по 25 лет – вот они и «специализировались», знали, как работает полиция. В настоящий момент люди уже поняли, что это (дистанционное мошенничество – прим. ред.) – серьёзный доход и прибыльный «бизнес». Создаются целые специальные кол-центры, куда закупается оборудование, подбираются люди. Самое страшное – уже самые простые люди, наши соседи, молодёжь думают: «А почему бы и нет?». Валерий Медведев, врио начальника УМВД России по Белгородской области, начальник полиции
Вычисляют злоумышленников не всегда. Даже в тех случаях, когда удаётся установить личность мошенника, деньги пострадавшим вернуть зачастую уже нельзя. Люди сами предоставляют персональные данные третьим лицам или переводят деньги на указанные счета, поэтому банк снимает с себя ответственность по операциям, проведённым по карте.
Проблема – в межрегиональности таких преступлений. Пострадавшие в Белгороде, а мошенник может быть где угодно. Второй пункт – взаимодействие с банками и операторами сотовой связи. Процесс получения информации о транзакции занимает два-три месяца. А злоумышленники обычно снимают денежные средства с карты в день преступления. К сожалению, процесс регламентирован законодательством и более оперативной системы сегодня нет. Юрий Баранов, замначальника УМВД по Белгородской области – начальник СУ
Обсудили также случаи, когда в социальных сетях происходит взлом профиля злоумышленником. Даже в том случае, если в переписке с пострадавшими остаётся номер карты или банковских реквизитов, на которые мошенники требуют перевести определённую сумму, заблокировать этот счёт не получится.
Даже если вы позвоните в банк, вас сразу спросят, принадлежит ли карта вам. И откажут в блокировке. Поэтому выход только один – звонить в полицию. К сожалению, оперативно что-то сделать нельзя, придётся ждать, пока банк и сотовые операторы предоставят персональные данные владельца, а потом уже разбираться. Валерий Медведев
Главной мишенью злоумышленников сегодня являются не пенсионеры, а молодёжь и средний возраст, которые имеют карты и умеют ими пользоваться, а также являются активными пользователями интернета, в том числе онлайн-магазинов.
Больше всего преступлений связаны с махинациями с банковскими картами. Возраст пострадавших здесь колеблется от 25 до 40 лет. На втором месте остаётся купля-продажа через интернет, когда обманывают либо продавца, либо покупателя. Большая часть пострадавших относится к молодёжи. А вот с людьми старшего возраста работают по-старинке – звонят с сообщением, что родственник попал в беду, и требуют перевести определённую сумму.
По данным Центробанка, в России за 2019 год с карт россиян было похищено более 5,7 млрд рублей. Более 400 тыс. людей поддались на провокацию со стороны мошенников и потеряли свои деньги.