Posted 28 февраля 2020, 12:12

Published 28 февраля 2020, 12:12

Modified 29 июля 2022, 13:38

Updated 29 июля 2022, 13:38

Белгородские активы уходят столичной агрокомпании: почему и чего ждать дальше?

28 февраля 2020, 12:12
Сначала «Белая птица», теперь «Приосколье». Московская «Группа Черкизово» активно скупает чернозёмные и, в частности, белгородские агрокомпании и холдинги. С долгами или без – неважно.

Как эффектно ворваться на рынок

ПАО «Группа Черкизово» – одна из крупнейших агропромышленных компаний России, консолидирующая как минимум девять брендов: «Черкизово», «Мясная губерния», DAJAJTI, «Пава-пава», «Империя вкуса», «Куриное царство», «Моссельпром», «Домашняя курочка» и «Петелинка».

«Группа Черкизово» во главе с руководителем Сергеем Михайловым располагается в Московской области, но её деятельность охватывает 13 областей России и Алтайский край. Кроме того, «Черкизово» работает и на экспорт. Как пример, поставляет в мусульманские страны халяльную продукцию.

На счету компании собственные комбикормовые заводы, мясоперерабатывающие и растениеводческие предприятия, птицефабрики, инкубаторы, свинокомплексы и собственный обширный земельный фонд. По итогам 2019 года «Черкизово» даже заняло вторую строчку в рейтинге крупнейших производителей свинины в России. Однако на этом «Группа» не остановилась и особенное внимание последние несколько лет стала уделять Черноземью.

В 2014 году столичная компания выкупила крупнейшее воронежское сельскохозяйственное предприятие ООО «ЛИСКО-Бройлер». Благодаря такому приобретению «Черкизово» стало лидером среди производителей мяса птицы, опередив даже белгородское «Приосколье». На этом активность агрокомпании не уменьшилась, даже наоборот – «Черкизово» стало скупать активы у белгородских холдингов. В их числе – «Белая птица» и «Приосколье».

По данным «СПАРК-Интерфакс», на 31 декабря 2019 года выручка от продаж в ГК «Черкизово» составила 12,2 млрд рублей, а чистая прибыль – 7,8 млрд.

Новые активы не гарантируют прибыль

Не так давно у агропромышленной компании «Черкизово» возникли проблемы, связанные с банкротством белгородского агрохолдинга «Белая птица», который был одним из крупнейших в России производителей мяса бройлера. Конкурсные производства открываются, а судебные разбирательства продолжаются с 2018 года до сих пор.

В августе 2018 года стало известно о разорении «Белой птицы». Первые заявления о банкротстве были поданы в отношении «Белая птица — Курск», «Белая птица — Ростов» и «Белая птица − Белгород». В сентябре белгородская компания заявила о ликвидации предприятия, как и АО «Загорье», занимающееся инкубационным яйцом. Позже рыночную стоимость АО оценили в 2,4 млрд рублей. В декабре того же года стало известно, что «Черкизово» выкупило у Россельхозбанка долги вышеуказанных предприятий.

Совокупная стоимость оценивалась в 6,5 млрд рублей, а на дальнейший процесс рестарта столичная компания планировала потратить 500 млн рублей. Сам руководитель Группы рассчитывал благодаря таким решениям расширить рынок сбыта продукции. Кроме того, представители «Черкизово» не отрицали своих планов на покупку активов «Птицы». Особенно москвичей интересовали цеха, выпускающие полуфабрикаты для сети быстрого питания KFC.

Однако процесс банкротства в «Белой птице» остановить не удалось. В феврале 2019 года банкротами признали «Холдинговую компанию “Белая птица”» и ЗАО «Торговый дом “Белая птица”», позже – АО «Белгородский комбинат хлебопродуктов», «Шебекинские корма» и «Белгородскую зерновую компанию» с рыночной стоимостью имущества в 154,8 млн рублей.

В итоге, по данным «Абирега», чистая прибыль активов ПАО «Группа «Черкизово» в Черноземье по итогам 2019 года сократилась почти в два раза. Она составила 6,8 млрд рублей. Для сравнения, в 2018 году этот же показатель достигал 12 млрд рублей.

Заявления о банкротстве различных структур «Белой птицы» подавали кредиторы – «Автовазбанк», «Альфастрой», «Менкар» и др. Так, в феврале 2020 года один из заёмщиков – банк «Траст» подал иск в суд о признании недействительным договора аренды ООО «Белая птица – Белгород» с АО «Моссельпром» (ГК «Черкизово»).

Как выяснилось, в 2018 году, накануне своего банкротства, «Белая птица – Белгород» стала избавляться от активов и сдала в аренду «Черкизово» часть своих площадей. Когда дело дошло до конкурсных производств, «Траст» потребовал аннулировать два договора аренды.

Группа компаний отказалась комментировать сложившуюся ситуацию, а вот «Траст» ответил ИА «Бел.Ру».

Мы считаем, что условия договоров аренды ООО «Белая Птица Белгород» и АО «Моссельпром» противоречат интересам кредиторов. Банк заинтересован в увеличении поступлений в конкурсную массу, в том числе от сдачи в аренду активов, принадлежащих компаниям, входящим в периметр ГК «Белая птица» (компании находятся в процедуре банкротства).банк непрофильных активов «Траст»

«Трастовцы» требуют не только расторгнуть договоры аренды, но и вернуть имущество. Кроме того, банк намерен требовать с АО разницу между арендной и рыночной стоимостью в пользу должника.

Кроме всего прочего, «Траст» пытается оспорить денежные перечисления «Белой птицы – Белгород»: 1,8 млн рублей банку «Возрождение», 22 млн рублей ООО «Белая птица», 235,6 млн рублей ЗАО «Торговый Дом Белая птица», 1,4 млрд рублей АО «Загорье» и многие другие.

Сама же «Белая птица» объясняет свои финансовые трудности несогласованными действиями «Промсвязьбанка» и МСП «Факторинг». Как поясняло руководство агрохолдинга, в счёт погашения долга со счетов компании были списаны 415 млн рублей выручки без подтверждения перевода плательщиком. Также недополучение субсидий, по мнению предприятия-банкрота, сказалось на поставках сырья.

История повторяется?

Пока идут разбирательства по делу аренды помещений «Белой птицы» Группой компаний «Черкизово» семьи Михайловых, последние не теряют время впустую и двигаются дальше по Белгородской области.

Ещё в 2018 году один из крупнейших производителей мяса птицы в России – ГК «Приосколье» продал московскому агрохолдингу свои последние активы за пределами Белгородской области – АО «Алтайский бройлер».

Интересная история произошла с ещё одним предприятием «Приосколья» – «Краснояружским бройлером». Согласно публикациям изданий «Абирег» и «Коммерсантъ», московская агрокомпания выкупила у Бобрицкого и это предприятие. Причём ещё в 2018 году. Однако по данным «СПАРК-Интерфакс», руководителем «Бройлера» является Андрей Быценко, а совладельцем – ООО «Агропик», у которого доля в уставном капитале составляет 50 %.

В августе 2019 года появилась информация о покупке «Черкизово» у «Приосколья» 100 % акций компании «Ровеньский бройлер». Эта компания входит в холдинг «Приосколье». Осенью это подтвердилось. «Ровеньский бройлер», который занимается разведением сельскохозяйственной птицы и производством инкубационных яиц, перешёл во владение «УК Птицеводство группы “Черкизово”» 8 октября. Однако по данным «СПАРК-Интерфакс», 49,5 % доли в уставном капитале так и принадлежат бывшему владельцу – Геннадию Бобрицкому.

«Черкизовцы» не скрывают своего желания полностью выкупить птицефабрики белгородского производителя. А вот почему «Приосколье», а точнее сам Бобрицкий, так активно распродаёт активы – неизвестно. Причём это касается не только рынка мяса птицы.

Как уже сообщало ранее ИА «Бел.Ру», 11 февраля 2020 года Геннадий Бобрицкий продал ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ» – предприятие машиностроения с чистой прибылью за 2018 год в 1,7 млрд рублей. Теперь эта компания принадлежит нижегородскому АО «Выксунский металлургический завод», которое в свою очередь входит в структуру московского АО «ОМК» Анатолия Седых.

Какая судьба уготовлена другим предприятиям Бобрицкого – остаётся гадать. Белгородский бизнесмен владеет 100 % уставного капитала в компаниях, занимающихся недвижимостью – ООО «Бизнес-центр», ООО «Коминвест» и бизнес-консультированием – ООО «Профбизнесцентр». Кроме того, белгородскому бизнесмену принадлежит по 50 % уставного капитала ЗАО «Авида» и ООО «Биоветзащита». Ещё в нескольких компаниях у Бобрицкого по 75, 40, 30 и 20 % УК, а у бизнесмена Ксении Геннадьевны Бобрицкой – 100 % в ООО «Стил Инвест», где Бобрицкий выступает в роли бенефициара, а раньше и сам владел 100 % УК.

Остаётся только надеяться, что «Группа Черкизово» не решит расширить свою деятельность до аренды и управления недвижимостью, а «Приосколье» ожидает более радужная судьба, чем «Белую птицу». Хотя в Черноземье, в частности в Белгородской области, осталось ещё достаточно агрокомпаний, которыми пока не заинтересовалось руководство «Черкизово».

Подпишитесь