Истоки перекрестного субсидирования находятся в 1990-х годах, когда правительство стремилось освободить граждан от части платежей за электроэнергию: их взял на себя бизнес разного масштаба. На сегодня, как отмечают эксперты, общий объем этого субсидирования превышает 320 млрд рублей в год. С единственной оговоркой, что львиную долю социальной нагрузки несут не крупные корпорации, а субъекты малого и среднего предпринимательства.
Ситуация сложилась из-за тарифной политики последних лет и особенностей подключения потребителей к энергосистеме страны. Так, потребители малой и средней мощности традиционно подключаются к распределительным сетям. А крупные потребители — к магистральным. Но установленные тарифы привели к тому, что объем средств на цели перекрестного субсидирования стал поступать от тех компаний, что подключены к распределительным сетям. А крупный бизнес, несмотря на его гигантские объемы потребления, во многом утратил эту социальную функцию.
Сергей Пикин из Фонда энергетического развития называет ситуацию с перекрестным субсидированием «глобальной». Однако до сих пор правительство не брало на себя ответственность решить ее по-настоящему. Но когда объем этих средств уже достиг трехсот миллиардов, необходимость перемен очевидна.
Министерство энергетики предлагает распределять социальную нагрузку по принципу справедливости. Этого можно достичь дифференциацией тарифов: предполагается, что с 2021-го тариф для потребителей "магистральной энергии" возрастет. А те компании, что подключены к распределительным сетям, станут платить меньше.
В свою очередь Наталья Готова из департамента по связям с госорганами Ассоциации НП ТСО говорит, что крупные корпорации недовольны этой инициативой. Пользуясь сменой правительства, они пытаются убедить всех, что дифференциация тарифов несет вред. Хотя польза этой инициативы очевидна: функции восполнения части затрат, которые несут энергетические компании при электроснабжении физических лиц, будут возложены на тех игроков, кто многие годы был от них освобожден.
«В результате тариф для малого и среднего предпринимательства до 2023 года может сократиться на шесть-семь процентов», — делает прогноз Готова.
По поручению вице-премьера Юрия Борисова уже создана специальная группа в правительстве. Ей предстоит оценить, как предложенная инициатива отразится на экономических показателях регионов. В марте результаты подсчетов позволят сделать вывод, нужны ли какие-то корректировки в эту систему. Пока же остается актуальной ситуация, когда малый и средний бизнес оплачивает счета крупного, пишут “Новые известия”.