Posted 14 февраля 2020, 06:24
Published 14 февраля 2020, 06:24
Modified 1 декабря, 08:18
Updated 1 декабря, 08:18
Кроме хамства водителей и непостоянного расписания пассажиры часто сталкиваются с ещё одной проблемой – безналичной оплатой.
Переход на безнал был призван облегчить жизнь и пассажирам, и водителям: первым не приходится возить с собой денежную мелочь, вторым не нужно отвлекаться на отсчитывание сдачи. Да и для транспортной компании хорошо – недобросовестные перевозчики не могут присвоить безналичные деньги. На деле же терминалы частенько доставляют неудобства и приводят к постоянным конфликтам.
Сколько стоит ваш проезд?
Проезд в черте города обойдётся пассажиру в 25 наличных рублей. Если платить картой, то получается дешевле – 20 рублей. За городом придётся доплатить. За каждый километр пути перевозчик берёт 2,56 рубля наличными и 2,20 рубля за километр – безналом. Но не всегда пассажиры платят одну и ту же сумму, хотя конечная точка маршрута у них каждый день одинаковая.
Так, например, одна и та же поездка до остановки «Синие крыши», которая должна стоить 21,50 рубля, может стоить от 20 до 24 рублей. В ЕТК нам сообщили, что все банковские терминалы в общественном транспорте работают по одному алгоритму. При этом в городе действует единый тариф, а за его пределами – согласно утверждённой тарификации за километр. Так что ручной ввод стоимости поездки исключён. Водитель вводит только остановки, на которых пассажир сел и высадился, а вот стоимость терминал определяет автоматически. Возникает закономерный вопрос: зачем на городских маршрутах, которые вообще не покидают черту Белгорода, водитель вводит что-то вручную? Логично ведь, что где бы ни сел пассажир маршрута № 43, он всё равно не уедет по другой тарификации и в любом случае заплатит только 20 рублей. Ну, или 40, если будет платить за двоих.
Здравствуйте! Сегодня ехали в «Сити Молл» на маршрутке! Оплату производила картой, ехали вдвоём с дочерью, из терминала вышло 2 чека по 20 рублей, но с карты снялось 80! Это что такое творится!? Постоянно люди жалуются за двойное снятие денег! Это вы так сделали проезд дешевле на 5 рублей, а на самом деле обдираловка за проезд! Примите срочно меры! Дойду до прокуратуры, напишу жалобы везде и всюду! Ирина, из жалобы на сайте «Народная экспертиза»
Вне времени и пространства
Ещё одна проблема терминалов – очень странная настройка. Если присмотреться к информации, которая есть на дисплее, можно подумать, что в ЕТК изобрели машину времени. На терминалах указано неправильное время, а зачастую и маршрут. Так, например, на терминале в автобусе, который следует по маршруту № 15, запросто можно увидеть, что оплачиваешь поездку в маршруте № 38. Таких несоответствий очень много.
Перевозчики не один раз уверяли, что со временем оплаты ошибки нет, просто мобильные оповещения приходят с опозданием. Однако очень странно осознавать, что проехал в маршрутке в 16:23, если только с работы ушёл после 18:00. То есть получается, что оплата поездки домой была совершена за полтора часа до выхода с работы. Зачем водители так непонятно настраивают время на терминалах – остаётся загадкой.
Стоит отметить, что в некоторых автобусах стоит несколько табличек с номером и маршрутом. Очевидцы несколько раз делились ситуациями, когда водитель менял одну табличку на другую и выходил на другой рейс. Меняет ли он при этом настройку на терминале – неизвестно.
Игры в прятки
Многие пассажиры жалуются на то, что водители прячут терминал. Намеренно это происходит или нет, мы точно сказать не можем, но в новых синих автобусах действительно не всегда видно, что там вводит водитель на клавиатуре и сколько раз он прикладывает карту для списания средств. Даже если принять во внимание уточнение ЕТК, что ввод суммы водителем якобы невозможен, нет гарантии, что оплата не пройдёт дважды или трижды.
Сегодня сел на остановке «Шоссейная» (около автосалонов на ул. Богдана Хмельницкого) на синий новый автобус № 127, чтобы доехать до работы. Салон хороший, установлена видеокамера фиксации, и сразу бросилась табличка в глаза, что оплата по карте 20 рублей по городу, а если наличными – 25 рублей. Подъехали к остановке «Стадион». Людей много выходило и передо мной, и после меня. Подал карту, терминал был за водителем (слева), т. е. у самого окна, и увидеть сумму оплаты нельзя, и чеки водитель не давал. Я спросил: «Оплата прошла?» Он кивнул. Банк не сразу прислал сообщение об оплате. Но, когда я отошёл от остановки на достаточно большое расстояние, пришло сообщение на телефон, что с меня было получено 25 рублей 50 копеек. Я сразу позвонил по телефону Единой транспортной службы 8-800-200-60-34. И рассказал о случившемся, но ответ был один: «Чек есть?» Нет. Какой номер у автобуса? Я не запомнил. Тогда никакой претензии не принимаем. Думаю, это надо решить. Ведь ещё недавно были случаи в Белгороде с оплатой безналично картой. Да и лишние 5,50 руб. с каждого – это уже нарушение. Да и терминал (главное сумма оплаты) должны быть доступными перед оплатой! Александр, из жалобы в «Чёрный список» ИА «Бел.Ру»
Стоит отметить, что запоздалые сообщения о совершённой в автобусе оплате создают массу проблем пассажирам. СМС о списании средств после оплаты в автобусном терминале приходят спустя 10, а то и все 30 минут после операции. То есть мало того, что не видно терминал и сумму, которую оплачиваешь, так ещё и нет возможности проверить списанную сумму, находясь в автобусе. Почему при оплате покупки в супермаркете сообщения о списании денег приходят моментально, а в автобусе только тогда, когда у пассажира уже нет возможности записать номер автобуса, в котором он ехал, и пожаловаться в ЕТК?
При этом случаи, когда водитель даёт чек после оплаты проезда, очень редки. Бывает, что водители отрывают билетик и сразу его рвут на мелкие кусочки, а затем выбрасывают прямо в приоткрытое окошко, но чаще бесконечное полотно талонов за оплаченную поездку торчит из терминала и уходит куда-то под переднее сиденье. Если в автобусе сквозняк или транспортное средство резко поворачивает, вся эта «простыня» может полететь в салон и весело развеваться всю дорогу, пока кто-нибудь из пассажиров не возмутится.
На требования выдать чек за оплату поездки водители адекватно реагируют редко – чаще начинают хамить или высмеивать. Встречаются ответственные перевозчики, но исключение лишь подчёркивает это неприятное правило.
К списку уже озвученных недостатков нужно добавить неудобство пользования терминалами: от несовершенства системы безналичной оплаты страдают не только пассажиры, но и водители. Так, некоторые терминалы позволяют оплачивать проезд несколько раз подряд без перезагрузки, но большинство после каждой операции требуют ручной настройки. И водитель, как многорукий Шива, маневрируя в плотном городском потоке одной рукой, другой пытается попасть в нужные кнопочки терминала, чтобы следующий пассажир мог оплатить проезд картой. А это угрожает безопасности на дороге, здоровью пассажиров и провоцирует дорожно-транспортные происшествия.
А что дальше?
Всего в белгородских автобусах, принадлежащих ЕТК в рамках договора эквайринга с АО «Газпромбанк», работает 729 банковских терминалов Newpos 8210. Также в Белгороде тестируют валидаторы двух производителей: «Штрих-М» и Valitek. По результатам тестирования в компании выберут одну марку, которая покажет себя наиболее удобной. В ЕТК отметили, что ключевыми характеристиками для принятия решения являются надёжность, информативность для пассажиров и поддержка технологии check in – check out, которая позволит автоматически высчитывать сумму: определяется геолокация, место, где пассажир зашёл и вышел. На основе этих данных рассчитывается стоимость поездки и автоматически снимается та сумма, которая нужна.
Также ранее сообщалось, что в 2020 году оплату проезда в пассажирском транспорте Белгорода планируют сделать полностью безналичной, но позже от этой идеи отказались и решили пока оставить двойной способ оплаты, так как число безналичных платежей в белгородских автобусах растёт недостаточно быстро. На сегодняшний день безналичной оплатой пользуются порядка 70 % белгородцев.