Posted 31 октября 2019, 13:42
Published 31 октября 2019, 13:42
Modified 20 августа, 03:45
Updated 20 августа, 03:45
5 апреля 2016 года указом президента РФ Федеральные миграционные службы упразднили, а их функции передали Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. В районах этими вопросами занимаются Отделы по вопросам миграции (ОВМ) ОМВД России. В областных центрах можно обращаться в Управления по вопросам миграции (УВМ) УМВД России и те же ОВМ. Но жители по-простому называют их «миграционками».
Корреспондент ИА «Бел.Ру» побывала в некоторых из них в Белгороде и узнала, как сегодня обстоят дела с очередями и так называемыми удобствами.
В белгородские «миграционки» уже не надо, как раньше, приезжать за три часа до открытия и пытаться занять очередь в числе 40 человек с записью на листке или дежурить там ещё с ночи. Теперь есть портал «Госуслуги», а во многих отделениях – системы управления электронной очередью (СУЭО). Но для кого они и какие там услуги – разобрались ещё не все.
По ул. Николая Островского, 25 расположено отделение № 5 ОВМ УМВД России по г. Белгороду. Тут предусмотрена электронная очередь, так как посещаемость отделения в день переваливает за черту в 50 человек. Это означает, что людям не надо толпиться, а можно прийти и взять талончик на конкретный день и время заранее. Кроме того, с помощью местной СУЭО можно записаться и в другие отделения: Шебекинское, Майское, Валуйское, Губкинское, Алексеевское. Но когда мы приехали, люди почему-то всё равно записывались в очередь на листке бумаги.
Начальник отделения № 5 Наталья Руднева объяснила это тем, что по электронной очереди можно получить только государственные услуги – это миграционный учёт. Сюда же входит регистрация на временное проживание (РВП) и регистрация вида на жительство (ВНЖ). Но только регистрация, а не выдача! Здесь у вас смогут лишь проверить, все ли необходимые документы собраны – не более.
Это получилось в связи с тем, что, когда нам дали эту электронную очередь, работали четыре окна – патенты, РВП и миграционный учёт. Но пришла московская проверка и сказала, что патенты и РВП – это не государственная услуга. Сказала делать только первичку, так как по электронной очереди мы раздуваем количество людей. У нас поэтому одна госуслуга. А областные аппараты имеют свои отделы, которые выдают РВП, ВНЖ и патент. Наталья Руднева, начальник отделения №5 отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Белгороду
Однако на запрос в УМВД России по Белгородской области нам ответили, что в конкретно этом отделении граждане могут получить следующие, именно государственные, услуги:
У нас есть консультация и первичный приём документов на патенты и на РВП (разрешение на временное проживание), но это не государственные услуги. Это в порядке живой очереди. Выдают патенты, «катают пальцы» в Мичуринском переулке. А мы тут просто принимаем документы и туда передаём, дабы не создавать им очередей.Наталья Руднева, начальник отделения № 5 отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Белгороду
Со слов Натальи, они не выдают виды на жительство, потому что для этой услуги надо проверить огромный пакет документов, а услуга по электронной очереди не должна предоставляться дольше 15 минут. Это, как выяснилось, нереально.
В п. Майском на ул. Садовой, д. 4а аналогичная ситуация. Какие-то услуги можно получить по электронной очереди, а за какими-то приходится занимать живую очередь. Но здесь Людмила Кулик, заместитель начальника ОВМ ОМВД России по Белгородскому району, объясняет, что одни пункты относятся к «услугам», а другие – к «функциям». И эти самые «функции» по электронным очередям никак не получить.
Вытекающий отсюда вопрос: как людям понять, брать им талончик, записываться в очередь в какой-то тетрадке или занимать её устно? Посетители отделения № 5 отвечали, что не знают этого. Никакого объявления нет.
На электронной очереди стоит сотрудник, закреплённый за этой очередью. У нас это девочка светленькая с кучеряшками – Юля. Она консультирует людей: куда, что нужно, зачем, в какое окошко и отправляет к инспектору. Если это регистрация и миграционный учёт, то они берут талончики. Наталья Руднева, начальник отделения № 5 отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Белгороду
Но всегда ли у СУЭО стоит этот специальный сотрудник или нет – вопрос спорный. Мы не застали «девочку Юлю» в первый раз, когда подошли к электронной очереди сами, и второй раз, когда пришли туда с начальником отдела. Нашлась сотрудник только после тщательных поисков по кабинетам. Сказала, что она может уйти за документами или «катать пальцы». Но как часто это происходит – неизвестно.
И если тут наличие «девочки Юли» не отрицают, то на ул. Садовой, д. 4а в п. Майском в ОВМ ОМВД России такого сотрудника нет вовсе. Чтобы разобраться, надо спрашивать у людей вокруг или у сотрудников отделения в окошках, если есть свободные. Голосового информирования для людей с особенностями зрения мы тоже не услышали. Помимо этого, в момент нашего приезда из двух электронных очередей на первом этаже работала только одна. Местные специалисты сказали, что вторая зависла. На втором этаже ситуация другая: СУЭО работает, а вот экран, на котором показывают номера по очереди – нет. Тоже временно завис.
Если ждать всё же придётся не 10−15 минут и захочется в туалет, тут один выход – терпеть. Потому что туалетов в «миграционке» в Майском, как и на Островского и Белгородском проспекте в Белгороде, нет.
Туалета нет, потому что здание проектировалась не под миграционную службу, а под продовольственный магазин. Тут раньше был «Магнит». Но если инвалиды или беременные приходят, мы пускаем в служебный. Людмила Кулик, заместитель начальника ОВМ ОМВД России по Белгородскому району
На Белгородском проспекте ситуацию комментируют так:
Туалеты должны быть везде, он у нас и есть – это та, заставленная (столами) белая пластиковая дверь. Но сейчас у нас вопрос в ремонте, пока плитка уляжется и т. д. Андрей Балабанов, начальник отдела по работе с гражданами России
Кстати говоря, пять лет и три года назад ситуация с «заставленной дверью» была аналогичная. Такую роскошь, как туалет, мы нашли только на ул. Костюкова, 41. Тут и две электронные очереди исправны, и экраны для них, и туалет имеется.
Ещё один квест, особенно для приезжих, которых большинство в «миграционках», – найти эти самые отделы и управления. И если в Майском всё понятно – отдельное здание с заметными табличками и вывесками, то чтобы найти УВМ ОМВД России по Белгородскому проспекту, д. 104б, надо постараться. Отделение находится напротив Центрального рынка между домами, за забором около стройки и в подвальном помещении.
Нашли? А теперь попробуйте туда спуститься по высоким ступенькам, которые зимой покрываются ледяной коркой. Для здоровых людей это проблематично, а для инвалидов – нереально. Кстати, пандуса тут нет. Чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья получил тут услугу, надо обращаться в соседний отдел организации дознания, сообщил нам начальник отдела по работе с гражданами России Андрей Балабанов. Правда, пандуса тут тоже нет, но кнопка-вызов работает.
Найти УВМ в первом Мичуринском переулке, д. 18 тоже не так просто. От остановки «улица Мичурина», которая пересекает улицу Попова, идти полкилометра через дворы. Тротуар тут находится не в лучшем состоянии. Из-за ям на некоторых участках, когда идут дожди, людям приходится переходить на проезжую часть.
В УМВД пояснили, что требования к помещениям, в которых оказываются госуслуги, есть и они определены административными регламентами МВД России. И если у вас имеются претензии, их можно направлять в бумажном или электронном виде в восемь конкретных мест: