Posted 9 августа 2019,, 16:00

Published 9 августа 2019,, 16:00

Modified 29 июля 2022,, 12:45

Updated 29 июля 2022,, 12:45

Машина на газе: насколько выгодно и где парковать?

9 августа 2019, 16:00
Белгородская и Ростовская области стали пилотными регионами по переводу техники на газомоторное топливо, а владельцам машин на газе обещают комплекс льгот. Но стоимость переоборудования высокая, а нужная инфраструктура отсутствует.

Насколько экономически целесообразно переводить машину на газомоторное топливо и не пожалеют ли белгородцы о своём выборе, разбирались журналисты ИА «Бел.Ру».

В регионе к 2021 году построят более 30 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) или газовых заправок, более 20 сервисных станций по обслуживанию и переводу автомобилей на газ и зафиксируют стоимость одного кубометра на уровне 16 рублей 40 копеек на три года.

Сколько стоит установка?

Установить газовое оборудование можно на все машины независимо от модели и типа двигателя, разница только в выборе топлива – сжиженного пропана или газообразного метана. Однако автовладельцам придётся хорошо вывернуть карманы. Стоимость установки с типом газа «метан» колеблется от 40 до 90 тысяч рублей. Пропан дешевле – от 22 до 40 тысяч рублей. И это только за оборудование и работу.

По мнению специалистов, переоборудовать дизельные машины небольших объёмов, а также легковые и небольшие грузовые авто экономически нецелесообразно. Цена оборудования высокая, а эффективность маленькая.

Когда люди узнают, что метан и пропан в два раза дешевле бензина, все гонятся за этой экономической выгодой. Но тут следует учитывать, как часто вы ездите на авто. Если машина не останавливается и пробег более 1 500 км в месяц, может даже и разумно поставить газовое оборудование, потому что оно окупится быстро. А если машина проезжает 20 000 км в год и меньше, при установке оборудования даже стоимостью 35 тысяч рублей окупаемость составит 3−4 года.Дмитрий Артемов, автолюбитель

Техосмотр – каждые три месяца

Сложности у пользователей машин на газе возникают и с вместительностью багажника. На сегодняшний день устанавливаемое оборудование, а именно баллоны цилиндрической формы, которые держат давление 200 атмосфер, размещаются, как правило, в багажном отделении поперёк. Также некоторые специалисты устанавливают оборудование вместо запасного колеса. И тут каждый выбирает сам: либо ездить без запаски и пользоваться службой СТО при необходимости, либо отказаться от нового вида топлива.

Также неудобства связаны с тем, что придётся обслуживать данную установку, что повлечёт трату времени и денежных средств. Осмотр авто с газовым оборудованием на предмет утечки газа или других неисправностей необходимо проходить раз в три месяца.Дмитрий Артемов, автолюбитель

Кстати, стоимость одного техосмотра машины на газе в Белгороде начинается от 1 500 рублей. Специалисты проводят осмотр баллона и крепления, а также проверяют герметичность.

Метан или пропан?

Но что же всё-таки выбрать – метан или пропан? В Белгородской области автовладельцы, которые перейдут на метан, получат льготы и преимущества, а именно снижение льготной ставки транспортного налога. Но заправиться в Белгороде метаном можно только на ул. Мичурина, 89а и ул. Рабочей, 14в.

Что касается пропана, сеть заправок развита лучше, но цена за кубометр газа дороже. Стоимость метана в Белгороде составляет 16 рублей 40 копеек, а пропана – 22 рубля 9 копеек. Специалисты отмечают, что тенденция перехода на газ у жителей Белгородской области повышается, однако 90 % автовладельцев выбирают пропан.

О регистрации авто на газе: хлопотно и затратно

Процесс переоборудования предусматривает внесение изменений в документацию, сопровождающую автомобиль, – ПТС.

Владелец сначала обращается в независимую лабораторию, которая даёт оценку самой возможности внесения изменений. Стоимость составляет от 2 до 8 тысяч рублей. С протоколом исследования владелец обращается в ГИБДД, где пишет заявление с просьбой разрешить ему внести изменения в конструкцию машины. Получив разрешение, он обращается в сервисный центр, где проводится непосредственный монтаж.

После монтажа владелец должен сделать внеплановый техосмотр и получить новую диагностическую карту, заплатив госпошлину в размере 800 рублей. После всего проводится вторичный осмотр в лаборатории. Там дают заключение о том, что всё установлено согласно имеющимися стандартам.

Далее владелец снова обращается в ГИБДД со всеми документами, где проводится ещё один осмотр автомобиля. Тогда автовладелец оплачивает ещё одну пошлину в размере 350 рублей, чтобы внести изменения в ПТС.

По данным регионального управления МВД, на территории Белгородской области в связи с установкой на машины газобаллонного оборудования в 2018 году выдано 2 234 свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Документы выдали владельцам 170 автобусов, 374 транспортных средств и 1 690 легковых автомобилей.

За шесть месяцев 2019 года выдано 577 свидетельств, из которых в отношении автобусов – 42, грузовых машин – 78, легковых авто – 457.

Парковка в подземных автостоянках не допускается

Согласно своду правил встроенных подземных автостоянок, который утверждён и введён в действие Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), стоянка (хранение) автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземных автостоянках не допускается.

По мнению специалистов, если человек технически не подкован, визуально отличить машину с газовым оборудованием очень сложно. К тому же, обозначение авто с газовым оборудованием какими-либо знаками законом не предусматривается.

Машины на газе безопасней, чем на бензине, потому что им уделяется гораздо больше внимания. Оборудование сертифицировано и перепроверено, а авто на бензине не проверяются никогда. И в случае ДТП пластиковый бензобак представляет большую опасность, чем стальной баллон газа.Юрий Нерубенко, сертифицированный установщик газового оборудования

Также на смену баллонам с резиновыми шлангами, по словам автолюбителя Дмитрия Артемова, пришли газовые установки пятого поколения, где вместо резиновых шлангов ставят металлические трубки. А управление газовым оборудованием осуществляется при помощи компьютера.

И всё же возникает ещё одна проблема. Если в подземных автостоянках парковать машину на газе запрещено, где ставить всю эту армию машин на газомоторном топливе, которая вскоре появится в Белгородской области, если дополнительные стоянки для них не предусмотрены? В программе льгот об этом ничего не сказано, и непонятно, будет ли решаться этот вопрос постфактум в условиях острого дефицита парковочных мест в городе.

О безопасности

По мнению специалистов одного из пунктов по переоборудованию авто в Белгороде, если машина ездит на метане, стоянка хорошо вентилируется, а оборудование используется грамотно, никаких взрывов не происходит. А от большого скопления машин на бензине в подземных паркингах люди могут пострадать не меньше из-за вредных выхлопов.

Несмотря на используемое топливо, все специалисты сходятся в одном: оборудование нужно устанавливать в сертифицированных сервисных центрах, где работают обученные специалисты, соблюдаются требования к процессу установки и где оборудование соответствует всем стандартам, рекомендациям и нормативам, принятым Таможенным союзом.

С учётом всех финансовых затрат на оборудование и регистрацию авто средняя стоимость перехода на газ для белгородцев составит 70 тысяч рублей плюс дальнейшее техобслуживание от 1 500 рублей и заправка.