Posted 23 июля 2019, 07:54
Published 23 июля 2019, 07:54
Modified 19 августа, 23:40
Updated 19 августа, 23:40
Неподалёку жужжали «шестерёнки» и велась кастомизация вещей. А 30 художников на глазах зрителей создавали граффити на тему «Город».
Участники рэп- и брейкинг-баттлов получали «шумовые баллы», гости узнали, что брейк − не совсем то, что привыкли называть этим словом, под определение «граффити» подходит не любая настенная живопись, а попробовать читать рэп может любой. Так проходил фестиваль уличной культуры «30 граней города».
Название фестиваля неслучайно. Главное событие − граффити-джем. 30 авторов − 15 известных российских представителей уличного искусства и 15 местных художников из Белгорода и Старого Оскола − в режиме реального времени создавали работы на тему «Город». Каждому была выделена собственная «грань», полотно размером 3×3 метра, где и предлагалось отразить своё видение тематики.
Картины получились очень разными − и по стилю, и по содержанию. Яркая цветная палитра от Snekzy и практически монохромная субмарина на фоне верфей. «Классические граффити»: некие персонажи от Nooth, рука с баллончиком (символизирует уличного художника) от белгородца Sasha Torek. И город в лицах − первая «проба пера» в уличном стиле от старооскольской художницы Ренаты Филимоновой. Поразмышлять о роли и месте человека в городе решили, кстати, многие авторы. Были здесь и философские работы: компьютерные клавиатуры, заполонившие мир (Миша Most), борьба света и тьмы (Lenich, Белгород), некая сущность, захватившая город, от RTS. После окончания фестиваля картины остались на площади Победы.
Художники не только творили, но и охотно общались со зрителями. Объясняли, что, по их мнению, есть граффити, зачем люди с баллончиками краски выходят на улицы.
Вопрос о граффити на самом деле не так-то прост. Ведь не любая настенная живопись подходит под это определение. Например, Миша Most считает, что граффити − это нелегальное или полулегальное рисование с использованием аэрозольных баллончиков. А то, чем сегодня занимаются художники, − это другой уровень, нечто среднее между стрит-артом и современным искусством.
По словам представителей «культурного десанта», в граффити приходят подростки 13−17 лет. Одни под влиянием друзей, другими движет некий внутренний протест − против обыденности и серости: «вот вы там все такие скучные, грустные, а я пойду порисую, сделаю что-то яркое». Дальше каждый находит другие задачи. Кто-то остепеняется и покидает «уличную нишу», а кто-то со временем находит себя в том или ином направлении стрит-арта или современного искусства.
Подробнее о том, что есть уличное искусство, рассказала во время лекции-ликбеза Сабина Чагина − соорганизатор фестиваля, представитель творческого объединения «АртМосСфера». Для тех, кто заинтересовался темой, отметим: немало информации можно найти на сайте объединения https://artmossphere.ru/, а видеозаписи лекций с рассказами об истории развития граффити и стрит-арта есть, например, в Мослектории.
Я очень довольна тем, как проходит фестиваль в Старом Осколе. Хорошо, что нашлись 15 местных художников, пять брейк-коллективов. Хорошо, что есть интерес. Значит, мы смогли дать импульс дальнейшему развитию уличной культуры на Белгородчине.Сабина Чагина
Не меньший интерес, чем граффити вызвали у зрителей и уличные танцы. В зрелищных брейкинг-баттлах участвовали команды из Белгорода, Старого Оскола и Губкина. Молодые люди, а иногда и девушки демонстрировали на помосте сложные па и трюки.
А в перерывах проходили показательные выступления и мастер-классы для детей и взрослых (впрочем, дети осваивали новые движения намного охотнее).
Злата Масло специализируется в направлении locking. Девушка участвовала в первом сезоне «Танцев» на ТНТ, а в четвёртом сезоне ставила программу для Мигеля. Она рассказала: то, что поколение 80-х знало под словом «брейк-данс», на самом деле не смесь разных стилей и направлений. Собственно брейк зародился в трущобах Нью-Йорка, это довольно «агрессивный» танец. А то, что пришло в СССР под названием «верхний брейк» — уже элементы клубной культуры Лос-Анджелеса. Например, locking − энергичный стиль со сменой ритма, чередованием взрывных движений и пауз, во время которых локер словно застывает. А ведь есть ещё waacking, popping и иные стили. Так что брейк не так-то прост, как казалось на первый взгляд.
Занятно было наблюдать и за рэперами. В баттлах участвовали не только мастера, но и новички, которые лишь недавно освоили стиль уличного речитатива. Поэтому на фестивале они не столько демонстрировали свои возможности, сколько учились.
Кстати, научиться читать и создавать рэп мог любой желающий. Ведущие площадки объясняли, как строятся рэп-строфы, и предлагали поупражняться. Например, порассуждать о пользе авокадо и прийти к выводу, что этот заморский фрукт не так уж и необходим в качестве источника витаминов. Отправной точкой в упражнениях могло послужить что угодно: кобыла, икра, волна. Неожиданным оказывался и финал: последним словом в цепочке мог стать «вокал».
И если для участников мастер-класса такие задания оказывались не всегда под силу, то мастера рэпа легко связывали несвязуемое в единую цепь: ракушки, парашюты, любимый город, здоровый образ жизни.
На фестивале работали и другие площадки — «шестерёнки»: столярная мастерская, пункт кастомизации вещей. Детям и взрослым помогали изготовить деревянные поделки, придумать дизайнерские элементы для украшения одежды, нарисовать или изготовить мультперсонажа.
Интересно, что сырьём для поделок были спилы − то есть, по сути, отходы. А превращать в нечто супермодное предлагалось старые или повреждённые вещи. Вообще-то кастомизация − это «индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей», но у руководителя мастер-класса Илоны Лисотиной − своя философия. Девушка считает, что рисунки и аппликации могут не только придать джинсам-платьям-футболкам современный шарм, но и подарить вторую жизнь.
Фестиваль завершился концертом группы «ЛАВА» и праздничным салютом.