Posted 10 июля 2019, 10:50
Published 10 июля 2019, 10:50
Modified 20 августа, 02:17
Updated 20 августа, 02:17
Издание Die Welt специализируется на развенчивании мифов о нашей Победе под Прохоровкой и на Курской дуге. Каждый год к началу июля у них выходит серия статей на эту тему, рассказывающая «что-то новое». И нынешняя статья – это утка по своей сути. По содержанию – это «окрошка» правды, перемешанной с выдумкой, чтобы вывод казался более правдоподобным. Я кандидат наук, более 30 лет занимаюсь историей Прохоровского танкового сражения, и для меня она выглядит архаичной и высосанной из пальца. Утверждать, что сейчас в России доминирует точка зрения, что Прохоровское сражение – это только 12 июля, неверно. Эта точка зрения ошибочна, она давно развеяна отечественными исследователями и мной в том числе. Работы публикуются на русском, английском, венгерском, китайском языках. Поэтому, если бы человек добросовестно хотел разобраться в теме, он бы их прочитал, а там написано, что это всё выдумка и миф.
Автор этого не сделал и сослался на немецких и американских исследователей. Там указан полковник Фризер, я его знаю, это военный историк, но он никогда не был специалистом по Курской битве и Прохоровскому сражению. У него нет ни одной серьёзной работы по этой тематике.
Американец Бен Уитли публиковал анализ аэрофотосъёмки сражения на документальной основе, но он не свидетельствует ни о чём: ни о поражении Красной Армии под Прохоровкой, ни о победе. Он анализирует поле боя.
Прохоровское сражение закончилось не 12 июля. Это сражение проходило в рамках немецкой наступательной операции «Цитадель» или Курской оборонительной операции войск Воронежского фронта. Это один из элементов этих двух крупных операций. Суть сражения заключалась в том, что немцы, пробив две армейские полосы и выйдя к вечеру 9 июля к третьей армейской полосе в районе Прохоровки, поставили задачу одному из двух своих танковых соединений корпуса СС 10 июля прорвать третью полосу, овладеть станцией Прохоровка, районом Прохоровки, уничтожить группировку советских войск, которая здесь оборонялась, и двигаться дальше.
Эти задачи войска корпуса СС решали до 16 июля включительно. Соответственно, советские войска с 10 по 16 июля выполняли свои задачи – они оборонялись. К вечеру 16 июля немцы (корпус СС) свои задачи решить не смогли: Прохоровка осталась за советскими войсками, разгромить группировку обороняющихся войск Воронежского фронта немцы не смогли, перспективы решить эти задачи тоже не было. В результате немецкое командование принимает решение в ночь на 17 июля начать отвод своих сил на исходные позиции.
Немцы поставили задачу и не решили. Наши фактически приняли на себя удар, оборонялись и выдержали. После 16 июля у советских войск изменились задачи – они перешли к преследованию противника. Кто в таком случае выиграл Прохоровское сражение? Естественно, советская сторона. Если бы выиграли немцы, они бы вышли к Щиграм, к Курску. Такого не случилось.
В чём заключается победа, о которой говорит автор статьи? Он ссылается на советский миф о том, что Прохоровское сражение произошло якобы одним днём, только 12 июля.
В рамках Прохоровского сражения советское командование решило сменить форму оборонительной операции. Раньше пехота сидела в траншеях, её поддерживали артиллерия и танки. Периодически проводили короткий контрудар. И советское командование решило использовать другую форму оборонительной операции и, сконцентрировав значительные силы под Прохоровкой, решило мощным тараном разгромить самую активную группировку немцев – корпус СС под Прохоровкой. Ударили 12 июля. Но попытка сменить форму оборонительной операции не увенчалась успехом. Поле боя осталось за немцами.
Советская танковая армия понесла значительные потери, но это не значит, что Прохоровское сражение на этом закончилось: после 12 оно продолжилось, пехота села в окопы, танки стали стрелять и атаковать, авиация – бомбить. Не получилось? Не получилось. Понесли крупные потери? Да, понесли, это признано. Да, 12 июля – это не победа. Задачи, которые ставили советским войскам 12 июля, решены не были.
Я об этом давно говорю: мы сами даём повод таким недобросовестным журналистам к написанию подобного рода «открытий». Нельзя сводить событие под Прохоровкой, которое длилось семь суток и в котором участвовало только с советской стороны больше 200 тыс. личного состава и больше 1000 танков, к одному дню. Это исторически неверно и это значит давать повод, чтобы нас вот так «полоскали» зарубежные товарищи.
Что касается сноса памятника – это вообще за гранью моего понимания. Чтобы так утверждать, надо понять, что здесь происходило. Памятник Победы на Прохоровском поле (Звонница) – это памятник Победы в Прохоровском сражении с 10 по 16 июля. Мы это сражение выиграли. Это памятник, прежде всего, бойцам и командирам Красной Армии, которые отдали жизнь в этом сражении. Это, прежде всего, памятник павшим. На этом надо акцентировать внимание.
Напомним, журналист Свен Феликс Келлерхофф, ведущий редактор немецкого исторического раздела Die Welt, опубликовал статью с призывом снести Звонницу на Прохоровском поле, так как она является памятником Победы и её существование противоречит исторической правде.
При этом он ссылается на выводы немецкого военного историка, полковника бундесвера в отставке Карла-Хайнца Фризера и британского исследователя Бена Уитли. В американском Национальном архиве Колледж-Парка (штат Мэриленд) последнему удалось найти аэрофотосъёмку поля боя под Прохоровкой, сделанную немецкой авиацией, которая якобы с максимальной ясностью доказывает катастрофическое поражение Красной Армии под Прохоровкой.
По фотографиям видно, что с немецкой стороны в Прохоровской битве участвовали 186 танков, а с советской – 672 танка, Причём к вечеру потери советской стороны составили 235 танков, немецкой – пять.
Столь большие потери Красной Армии объясняются тем, что советские танки сконцентрировались перед узким мостом и стали идеальной мишенью для двух батальонов 2-го танкового корпуса СС.
Таким образом, по словам зарубежных историков, памятник Победы на Прохоровском поле − Звонница «в сущности должен быть снесён».
Звонница – основной памятник мемориального комплекса «Прохоровское поле», установлена в 2 км от посёлка Прохоровка Белгородской области в память о павших в Прохоровском сражении. Открыта к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в мае 1995 года. Скульптор Вячеслав Клыков, архитектор – Роман Семерджиев.
В память о мужестве и подвиге советских воинов в сражении 1943 года в Прохоровке воздвигнут храм апостолам Петру и Павлу, в котором высечены имена павших на Прохоровском поле.
Напомним, 12 июля на Прохоровском поле отметят 76-ю годовщину Прохоровского танкового сражения.