Posted 4 июня 2019,, 10:02

Published 4 июня 2019,, 10:02

Modified 17 сентября 2022,, 16:07

Updated 17 сентября 2022,, 16:07

ВТБ может создать новую единую систему зерноперевозок в стране

4 июня 2019, 10:02
Банк купил контрольный пакет акций многопрофильного железнодорожного холдинга.

Теперь в перевозках зерна будут участвовать не несколько, а лишь одна компания. Новый крупный игрок в отрасли сможет провести серьёзную модернизацию существующей зерновой логистической инфраструктуры.

Летом прошлого года ВТБ начал работу по созданию единого зернового оператора. Сначала банк выкупил 33,18 % Новороссийского комбината хлебопродуктов. Затем приобрёл 50 % минус 1 акцию Объединённой зерновой компании – эта структура контролирует НКХП на 51 %. Следующим шагом стала покупка Новороссийского зернового терминала у Новороссийского морского торгового порта.

3 июня 2019 года банк приобрёл 50 % + 1 акцию группы компаний РТК: в этот многопрофильный железнодорожный холдинг входит крупнейший в России зерновой оператор «Русагротранс». РТК управляет 68 тыс. вагонов. Железнодорожный транспорт обеспечивает около 50 % поставок зерна в глубоководные порты. Это наиболее эффективный способ перевозок зерна из удалённых регионов России для последующего перераспределения на экспортные поставки.

Плюс, что государственный банк покупает эту транспортную компанию – надеюсь, что государство будет выделять деньги на обновление вагонного парка. Сейчас выпадение вагонного парка идёт опережающими темпами по отношению к его возобновлению. То есть надеемся, что дефицит, который есть в настоящий момент, он со временем уйдёт.Михаил Лемякин, руководитель направления сельхозпроизводства группы компаний торгового дома «Зерно Заволжья»

Как отметили в банке, цели группы ВТБ на зерновом рынке предусматривают достижение дополнительной синергии за счёт объединения активов в области транспортной экспортной логистики и торговли. Это поможет увеличить эффективность логистических цепочек внутри страны, сделает прозрачным ценообразование, обеспечит приток капитала, позволит модернизировать логистическую инфраструктуру рынка, повысит скорость и эффективность поставок, что в конечном счёте приведёт к повышению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках.

В 2017 году объём экспорта зерна из России составил рекордные 53,3 млн т против 35,5 млн т в 2016/17 сельхозгоду. В среднем ежемесячно вывозилось около 4,44 млн т основных зерновых агрокультур. Зерно отправляли автомобилями, морскими путями, железнодорожными составами – и всё это множество посредников, с которыми необходимо было заключать договоры.

ВТБ формирует крупный пакет, который, по всей видимости, будет продавать или управлять самостоятельно. Это будет крупный зернотрейдер, который появится в ближайшее время и у которого будет транспорт, терминалы. Он будет один из крупнейших монополистов. На мой взгляд, сейчас надо больше обращать внимания не на перевозку. Не надо много вагонов-зерновозов – они нужны в определённый период времени и их всё равно создаётся дефицит во время уборочной кампании. Это неизбежно всегда, сколько бы вагонов ни было. Правильная государственная политика сегодня – проводить интервенции на закуп зерна, чтобы не дать упасть цене в Сибирском регионе.Илья Баринов, генеральный директор ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов»

Участники отрасли считают, что возможности монополиста в решении больших проблем всегда выше, чем у среднего производителя, посредника, организатора.

Омская область, Северо-Казахстанская область, Алтайский край – эти регионы богом поцелованные. Качество зерна, качество хлеба здесь на уровень выше, чем у всех наших соседей. А вот выйти с этим зерном на другие рынки в последнее время сложно. Всё зависит от спроса. К сожалению, пока мы урожай уберём, основной спрос заканчивается. Пик привлекательных цен снижается.Анатолий Беззубцев, генеральный директор ЗАО «Иртышское», председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Омской области

Сегодня Россия входит в тройку мировых лидеров по объёмам производства и экспорта пшеницы и других зерновых культур. Единая система зерноперевозок имеет стратегический характер.

На нижегородских производителях зерна это тоже скажется, ведь задействована цепочка. У нас юг Ростовской области, Краснодарский край, Ставрополь – три главных региона, где на месяц раньше начинается уборка зерна. У них есть договорённости, и они тут же начинают его реализовывать. А потом едут к нашим хозяйствам и у них забирают зерно. Может, они меньше за меньшую цену покупают, но больше, чем средняя цена по России. Например, стоит килограмм зерна 10 рублей, а они потом продают по 12 рублей. И нашим хорошо, потому что они практически не связаны с реализацией через эти порты, а там, кто этим делом занимается, у них уже рука набита, и хорошо всем. Считаю, что немножко сельхозпроизводителям будет легче.Николай Шкилев, депутат законодательного собрания Нижегородской области (член комитета по АПК)

Кроме того, РТК и ВТБ намерены продолжить развитие других сегментов бизнеса, включая перевозку лесных и навалочных грузов, минеральные удобрения.

"