Posted 29 мая 2019,, 11:39

Published 29 мая 2019,, 11:39

Modified 17 сентября 2022,, 16:05

Updated 17 сентября 2022,, 16:05

Дыра в земле, или Сколько стоят буровые установки для добычи чёрного золота

29 мая 2019, 11:39
Для России нефть и газ обеспечивают больше половины стоимости всего экспорта, четверть доходов федеральной казны и десятую часть ВВП. Но чтобы продать баррель или кубометр, их сначала нужно добыть.

Бурение

Дыры в земле для добычи чёрного золота делают буровые установки. В России в год вводится в эксплуатацию примерно 80-90 бурильных установок. Компании увеличивают бурение, даже если хотят остаться на том же уровне добычи полезных ископаемых.

Бурение включает в себя огромный процесс строительства скважины и её запуск в работу. Если брать этот весь процесс от начала и до конца, то это 75 % всех объёмов затрат.Юрий Шафраник, председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса

Буровая установка может добраться до нефти и газа в 5 км от поверхности. Включает эта установка платформу с моторами, насосами, системой приготовления и очистки бурового раствора и вышку. Стоит весь комплекс порядка 500 млн рублей.

С вышки под землю опускаются долота, буровые двигатели, трубы и образуют скважину. Пробурив одну, установка по направляющим переезжает к следующей скважине. Работать такое устройство может несколько месяцев.

Собирается комплекс по бурению на месторождении. Как правило, это занимает девять месяцев. Комплектующие – элементы с заводов «Уралмаша». Это крупнейший производитель буровых установок в России. Компания включает три предприятия и почти полностью обеспечивает себя деталями и узлами. Особенность производства – 95 % составляют комплектующие российского производства, остальная часть – импортные, хотя ещё три-четыре года назад импортные комплектации составляли 40 %.

Про технику

Разработки компании своим потенциальным заказчикам представляют на тематических выставках. Одной из последних стала международная выставка «Нефтегаз». В ней участвовало 550 компаний, причём 70 из них – это производители бурового оборудования.

Так, приволжская компания «Римера», которая входит в группу «Челябинский трубопрокатный завод», на выставке презентовала новую линейку оборудования для гидроразрыва пласта. В прошлом году компания привезла на экспозицию усовершенствованный буровой ключ, без которого нельзя собрать бурильную колонну. В буровом ключе установили гидропривод, и как результат – мощность нового ключа выросла на 10 %, а скорость работы – более чем в полтора раза. На очереди – модернизация ключей-роботов.

Специалисты говорят, что на рынке оборудования для бурения наступила эра систем верхнего привода, способных все манипуляции с бурильной колонной взять на себя.

С развитием технологий, вполне вероятно, мы придём к тому, что СВП может заменить ключ-робот и бурильные ключи. Но это перспектива 10 лет, не ближайшего периода.Михаил Белов, генеральный директор группы компаний «Римера»

При этом самым популярным инструментом бурения скважин остаётся винтовой забойный двигатель, придуманный ещё в Советском Союзе в Институте буровой техники. В 1992 году выпускники института создали в Перми предприятие по выпуску забойных двигателей, компания «Радиус-сервис» сегодня является одним из лидеров в этом сегменте.

Большая часть себестоимости бурового оборудования – две трети – это материалы. Один винтовой двигатель у «Радиус-сервиса» может быть создан из трёх тонн металла. Ресурс работы забойной машины составляет 200-300 часов. Эксперты говорят, что клиенту проще брать в аренду такую машину, поэтому продажи могут составлять лишь пятую часть от всего бизнеса, а 80 % будет занимать аренда.

Профильные проблемы

Специалисты отмечают, что те страны, которые занимаются добычей чёрного золота и газа, разрабатывают и технологию, и оборудование для добычи полезных ископаемых. Исключение – арабские страны. Чтобы не пойти по их пути, в России нужно создать союз машиностроителей и нефтяников. Специалистам нефтегазовой отрасли предстоит продумать системы лизинга и программы утилизации буровых, рассказали в программе «Бизнес-вектор».

При этом основная задача нефтегазового машиностроения в России на 2019-2024 годы – повышение уровня конкурентоспособности российской продукции как на внутреннем рынке, так и на международном. Неслучайно, что инвестиционный бюджет на поддержку нефтегазового машиностроения в России в 2018 году увеличился почти в два раза по сравнению с 2017 годом: с 3,4 млрд рублей до 6,5 млрд рублей в 2018 году. На повестке – развитие инжиниринговых услуг, постпродажного обслуживания и повышение уровня цифровизации отечественной продукции.

"