Posted 11 мая 2019,, 07:28

Published 11 мая 2019,, 07:28

Modified 29 июля 2022,, 13:12

Updated 29 июля 2022,, 13:12

Международный фестиваль современного театра открылся в Белгороде

11 мая 2019, 07:28
Фестиваль «Наш кислород» стартовал 10 мая на площадке Белгородского государственного центра народного творчества и продлится до 12 мая включительно.

«Наш кислород» проводится уже четвёртый раз и стал для театральных деятелей уже традиционным. В этом году на фестиваль приехали 17 молодёжных театров и более 100 артистов. Организаторами выступают Центр народного творчества и независимый молодёжный театр «Новая сцена — 2».

Фестиваль «Наш кислород» — это не только способ привлечения внимания к театру и современной драматургии, но и колоссальный обмен опытом для самих участников — лекции и мастер-классы от известных людей, профессионалов в своём деле. Помимо этого, особо важно поддерживать отношения международных коллективов и коллективов из разных городов с совершенно разными взглядами на постановки и творчество.

Дух авантюризма и соревнования тоже присутствует на фестивале — на закрытии будет проведена церемония награждения, где жюри выберут лучших — лауреатов трёх степеней, лучшие женскую и мужскую роль первого и второго плана, а также победителей в номинации «Лучшая режиссура» и «Лучший актёрский ансамбль».

В этом году «звёздное» жюри состоит из пяти членов. В его состав вошли Павел Руднев — театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС; Василий Уриевский — музыкант, актёр, поэт, автор и исполнитель; Леонид Прокофьев – актёр, ведущий, шоумен, режиссёр и продюсер; Наталья Якушина — писатель, член Союза писателей Москвы; Ольга Шиляева – автор пьесы «28 дней»; Мария Рогожинская – специалист по театральному творчеству Белгородского государственного центра народного творчества; Анастасия Цымбал – руководитель спецпроектов театрального центра «Никитинский» (Воронеж); Наталья Почернина — штатный заместитель председателя Белгородского отделения Союза театральных деятелей России; Валентина Дубянская – доцент кафедры актёрского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры: Ольга Михайлова – старший преподаватель кафедры актёрского искусства факультета режиссуры актёрского искусства и хореографии БГИИК; Андрей Маслов — независимый эксперт, присуждающий победу в номинации «Выбор СМИ», главный редактор сетевого издания Fonar.tv.

В первый день фестиваля восемь театров представили зрителям своё творчество — это были коллективы из Москвы, Калуги, Самары и Белгорода.

Один из спектаклей, представленный в первый день фестиваля, — «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова, исполненный Пространством актуального искусства «PRO ART’S» из Калуги.

«Человек из Подольска» — пьеса с абсурдным, а может слишком реалистичным сюжетом: московское отделение полиции превращается в пристанище интеллектуалов, где вместо пыток используют такой вопросник, что можно не только растеряться, но и вообще остаться с чувством острой пустоты и никчёмности собственной жизни.

Перед началом постановки зрителей предупредили: в ней участвуют как профессиональные актёры, так и любители. Но как только началось действо, понять, кто из них «спец», а кто нет, стало невозможно. Если не знать сюжета пьесы и лиц актёров, можно было подумать, что кто-то из организаторов решил пересчитать зрителей и вступил с одним из них в диалог. С первых минут публику вовлекли в происходящее, и с первых минут в голове крутился только один вопрос — что здесь происходит? Полицейский участок, задержанный гражданин, но вместо стандартных допросов — интеллектуальная викторина на знание своего города, его населения и даты основания. Главный герой Николай — будто на самом деле простой зритель и совершенно не понимает, за что, а главное, почему он здесь. Абсолютно неожиданные повороты событий, диалоги и действия героев оставляют публику в недоумении и напряжении до самого конца.

«Человек из Подольска» — это история не об одном конкретном человеке. Это история о людях, которые проживают, прожигают свою жизнь. Работают на нелюбимой работе, получают нелюбимое образование, ненавидят свой город и теряют любимых людей, оставаясь с нелюбимыми, но удобными. Музыкальное сопровождение, неожиданный вокал и странные танцы только дополняли картину элементами безумия и будто напоминали зрителю — всё это ненастоящее, всё это не с тобой, не будь таким, как Николай, не упусти свой шанс.

Пространство актуального искусства «PRO ART’S» — не единственные, кто исполнили пьесу Дмитрия Данилова — 12 мая, в третий день фестиваля, «Театрик на вековой» из Москвы покажет постановку спектакля «Человек из Подольска».

Одним из завершающих программу спектаклей первого дня стал «Ребёнок, поп, собака и…» по пьесе Ульяны Гицаревой «Антарктида» в исполнении студенческого театра Самарского государственного института культуры.

Вот что пишут о нём в группе фестиваля: «Антарктида — не просто самый холодный материк на земле, но и то место, где человек может остаться наедине с самим собой и проверить, на что он способен. Не узнаешь, пока не окажешься там… На самом южном материке, на станции „Молодёжная“, осталось совсем немного жителей: полярник постарше, полярник помоложе, священник и собака. Пустота неестественна для человека, и он населяет её — очеловечивая собаку, наделяя бытием призраков».

Спектакль перенёс нас на полярную станцию — трое мужчин и пёс, проживающие очередной «день сурка» в безлюдных краях. Каждый из героев отличается от другого, каждый в чём-то даже противоположен остальным, но как сродняют их обстоятельства, можно увидеть только в самом спектакле. Регулярно кричащий на заднем фоне пингвин, которого так любит гонять пёс Мишка, сольные концерты «ребёнка» и традиционная водка за обедом и ужином — те детали, которые приближают зрителя донельзя, и к концу постановки кажется, что находишься именно там, на станции «Молодёжная», вместе с полярниками, священником и собакой. Жутко и одновременно интересно наблюдать за играми человеческого разума — слушать разговоры попа и собаки, рассказы о приходе к религии и споры про важность Ленинского захоронения. Следом мирные дни сменяются тревогой — на станцию не привозят топливо, а потом и вовсе не выходят на связь во время аварийной ситуации — сейсмограф уловил движение земной коры, и полярники отправляются на объект, чтобы сообщить об угрозе на Родину. Действия на сцене сменяются видеоматериалами, транслируемыми как бы из-под снега, куда неудачно провалились полярники. И тут уже разговоры о жизни, любви и смерти. Очень многие темы подняты в этой пьесе — и личные, и социальные, и государственные. В финале герои получают сообщение — станция закрывается, они едут домой. И мало кто испытывает радость, но и места грусти тоже нет. «Съездим в Российскую Федерацию», — говорит главный полярник. — В ней мы ещё не были, ведь уезжали из Советского Союза».

На Антарктиде остаётся только собака Мишка, только уже не рассказывающий истории и не рассуждающей о человеческом бытие, а самый обычный пёс, потому что героям больше не нужно заполнять пустоту. Поразительно, как хорошо удалось актёрам одного возраста сыграть людей разных поколений — 50-летнего полярника, 23-летнего парнишку и священника примерно 30 лет. Отдельные овации заслужил актёр, играющий собаку — Мишка покорил сердца зрителей. Яркий, эмоциональный и одновременно тяжелый спектакль, заставляющий каждого задуматься над вопросом: «Где моя Антарктида?».

Неважно, как часто вы бывали в театре, какие постановки смотрели и как хорошо его знаете — фестиваль «Наш кислород» — это место, где примут всех — и новичков, и профессионалов. Не нужно быть специалистом, чтобы понять такие современные и одновременно вечные вопросы, поднимающиеся в постановках современных театров.

Это один из важных фестивалей, связанный с частными театрами, которых в нашей стране гораздо меньше, чем государственных. Есть целые движения частных театров, которым живётся довольно сложно и трудно, они не рассчитывают ни на какую поддержку, кроме себя и зрителей. Этот фестиваль ещё и для того, чтобы понять, чем дышит молодой человек, какие конфликты существуют в современном обществе, что беспокоит и что болит. Театр — это существенный инструмент, чтобы понять, куда движется общество, он многие явления прогнозирует и пытается понять.Павел Руднев, член жюри, театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС

Программу фестиваля и запись на спектакли можно найти в официальной группе https://vk.com/nash.kislorod

"