Posted 30 апреля 2019, 11:54

Published 30 апреля 2019, 11:54

Modified 20 августа, 01:09

Updated 20 августа, 01:09

Кто и как сохраняет объекты культурного наследия в Белгородской области

30 апреля 2019, 11:54
В Счётной палате Российской Федерации уверены, что региональные власти плохо следят за сохранностью объектов культурного наследия федерального значения. ИА «Бел.Ру» разбиралось, так ли всё плохо в Белгородской области на самом деле.

Что случилось

В Счётной палате РФ уверены, что региональные власти недостаточно хорошо контролируют сохранность объектов культурного наследия (ОКН) федерального значения. К такой оценке пришли после анализа целевого показателя эффективности. В течение трёх лет 26 регионов систематически не достигали заветных 20 %. Дело в том, что региональные власти каждый год должны проводить мероприятия и контролировать сохранность пятой части от общего количества ОКН федерального значения.

В Белгородской области честно признаются, что им не удалось достичь этого показателя в прошлом году. Один человек сумел обеспечить комплекс «сохранительных мер» для порядка 15 % ОКН федерального значения. Почему сохранность 179 объектов в год (те самые 20 %) должен контролировать один человек, читайте ниже.

А что в Белгородской области

Согласно данным управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, в регионе таких объектов 2 156. Большая часть из них – 1 210 – имеют категорию регионального значения, 59 объектов – местного значения и 889 – федерального значения. В числе объектов культурного наследия федерального значения – 855 объектов археологического наследия, шесть памятников архитектуры и градостроительства, 26 памятников истории и искусства и два достопримечательных места.

По состоянию на 2018 год, в Белгородской области 12,48 % объектов культурного наследия федерального значения находятся в неудовлетворительном состоянии. За период передачи федеральных полномочий региональному органу охраны объектов культурного наследия фактов утраты данного вида объектов не зафиксировано.

Кто отвечает

С января 2016 года за сохранением (а также использованием и популяризацией) ОКН следит управление госохраны объектов культурного наследия Белгородской области. Ведомство контролирует сохранность таких объектов, которые находятся на территории региона.

Вне зависимости от категории ОКН (местного значения, регионального или федерального) находиться они могут в федеральной, региональной, муниципальной собственности. Принадлежать ОКН могут и частным лицам. Это прописано в статье 48 Федерального закона. Такие объекты могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому (в соответствии с законодательством). При этом Федеральным законом не установлена обязанность по извещению уполномоченных органов охраны объектов культурного наследия о возникновении, изменении, прекращении прав собственности в отношении объектов культурного наследия, а также иных вещных прав.

Расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии возлагаются на собственника (или иного законного владельца объекта). Это же относится и к ОКН федерального значения.

В Белгородской области храмы, как правило, сохраняются за деньги религиозных организаций, воинские захоронения − за счёт муниципалитетов.

Проблемы

Работники этой сферы называют несколько проблем, которые видны на поверхности: недостаточное финансирование, вопрос с кадрами и жёсткое законодательство.

Как рассказали в ведомстве, до 2019 года субвенций, которые выделяло государство региону, хватило только на то, чтобы принять в штат одного специалиста, иными словами средства шли на выплату заработной платы этому человеку. За год этот один сотрудник должен был объехать 179 объектов, оформить соответствующую документацию – акты технического состояния, охранные обязательства, но деньги на бензин государством не выделяются, командировочные не оплачиваются. Так было до января этого года.

«На нашу сферу дают очень незначительные средства», – признаётся специалист. Речь идёт и о средствах, которые выделяются на сохранность зданий, сооружений, памятников и достопримечательных мест, и о зарплатах сотрудников. Ставка для специалиста – 23 тысячи рублей, на руки работник получит порядка 19 тыс. рублей. Именно на такую зарплату в белгородском управлении ищут сотрудников (по субвенциям). Для определения субвенций в 2019 году бралась в расчёт средняя заработная плата федерального госслужащего на 2017 год. Руководитель отдела получает зарплату в размере 42 тыс. рублей. Работа предполагает выполнение высоких требований, но не каждый ответственный человек согласится работать за такую зарплату.

Другая сторона проблемы с финансированием: за чей счёт сохранять объекты. Выделения денежных средств на ремонтно-реставрационные работы на объектах не предусмотрено. По законодательству ОКН федерального наследия могут ремонтироваться за счёт средств региональной казны, но из «областных денег» в первую очередь восстанавливаются объекты регионального значения.

Я как-то задавалась этим вопросом. Это было в начале 2016 года. С тем финансированием, которое нам дают, надо было бы 125 лет, чтобы мы обеспечили все объекты.Галина Акапьева, начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области

Специалисты называют решение этих проблем: «ослабление» законодательства и определение источников финансирования, в том числе и привлечение внебюджетных средств.

Аренда за 1 рубль

На официальном сайте управления есть раздел «Аренда за 1 рубль». В нём можно посмотреть, какое здание арендуется за 1 рубль. Речь идёт о памятниках истории и культуры, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. В регионе таких объектов — 12. «Всё упирается в то, для чего нужно приспособить этот памятник. Это самое главное – что можно сделать там, чтобы понять масштаб финансовых влияний», – говорит Галина Акапьева.

С первого взгляда «бюджетное предложение» на деле оказывается неподъёмным для бизнеса. Человек берёт на себя обязательства, что за несколько лет восстановит объект, но никаких преференций при этом у него нет: он также платит налоги на землю, на имущество.

Наше законодательство с 2002 года как заморозило статью возврата финансовых затрат, так ничего и нет.Галина Акапьева, начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области

Вот и получается, что бизнесмены неохотно соглашаются брать такую аренду, а кто соглашается привести в соответствие одно из таких зданий, затем теряется и не знает, как получить прибыль и с каких средств выплачивать кредиты.

«Аптека Турминского»

В списке «Аренда за 1 рубль» значится объект культурного наследия регионального значения «Аптека Турминского». Старооскольские власти заинтересовались размещением в здании музея. Управление капитального строительства Старооскольского городского округа заключило соглашение с ООО «Юникрон». Стоимость проекта немногим более 1,5 млн рублей. Источник финансирования – бюджет Старооскольского городского округа.

Архитекторы разработают проект реконструкции аптеки таким образом, что здание будет включать несколько экспозиционных залов, а в подвальном помещении будет находиться мини-кафе по типу «Трактир». На территории музея планируется размещение «Аптекарского огорода», места для уличных игр и массовых мероприятий с посетителями, парковки для велосипедов и стоянки для экскурсионных автобусов и индивидуальных посетителей.

Таким образом, «Аптека Турминского» станет не просто местной достопримечательностью, но и объектом гастрономического туризма, где можно попробовать традиционные местные угощения: обуховские бублики и роговатовскую катанку.

К слову, работы по сохранности ОКН федерального значения в Белгородской области, которые публикуются на портале госзакупок, редкость. Единственная такая закупка была в 2014 году. Предмет сделки – определение предмета охраны объектов культурного наследия федерального значения. Стоимость контракта – 58 тысяч рублей.

Шебекинский сахарный завод

Шебекинский сахарный завод также в числе тех, что «сдаётся» за 1 рубль. Здание – объект культурного наследия регионального значения и находится в собственности области.

Напомним, журналисты ИА «Бел.Ру» побывали на территории завода и узнали, почему объект культурного наследия статус федерального значения так и не обрёл, да и регионального – только на бумаге. Искусствовед Максим Баранов оценил архитектурную уникальность объекта и выразил мнение, что его нужно срочно реставрировать, а доцент кафедры строительства и городского хозяйства БГТУ им. В. Г. Шухова Павел Сапожников оценил привлекательность депрессивной площадки для бизнеса и инвестиций.

Положительные изменения

В этом году предусмотрено 220 тысяч рублей на разработку проектов границ территорий объектов археологического наследия федерального значения и определение координат поворотных точек границ защитных зон объектов культурного наследия федерального значения. Эти мероприятия по охране объектов проводятся по программе «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы».

Кроме того, из федерального бюджета выделены деньги на предоставление субвенций (на заработную плату и содержание сотрудников, которые занимаются государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения). С 2010 года по 2018 год Белгородской области выделялись денежные средства на содержание одного сотрудника. В 2019 году из федерального бюджета выделены дополнительные денежные средства ещё на семь сотрудников.

Каждый год управление госохраны объектов культурного наследия Белгородской области, религиозные организации и органы местного самоуправления направляют предложения на участие в федеральных целевых программах, которые направлены на сохранение объектов культурного наследия. Заявки, направленные на 2019 год, в настоящее время находятся на рассмотрении в Министерстве культуры Российской Федерации.

Подпишитесь