Posted 27 января 2019,, 14:30

Published 27 января 2019,, 14:30

Modified 29 июля 2022,, 12:41

Updated 29 июля 2022,, 12:41

«Мы не покинем наших баррикад…»

27 января 2019, 14:30
Сегодня в России День воинской славы – 75 лет назад была полностью снята блокада Ленинграда.

1. 872 дня

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады –

Мы не покинем наших баррикад…

Ольга Берггольц

Военное положение в Ленинграде, как и во многих других городах страны, было объявлено сразу 22 июня 1941 года. Город, издавна считавшийся второй столицей страны, по плану немецкого командования «должен быть стёрт с лица Земли». 8 сентября войска противника заняли город Шлиссельбург и состоялся первый массированный налёт вражеской авиации. На Ленинград было сброшено около 200 фугасных и 6 327 зажигательных авиабомб, начался пожар на Бадаевских складах, где хранились мука и сахар. К началу блокады в городе уже были проблемы с продуктами и топливом, потому что ранее Ленинград в основном снабжался провизией «с колёс». Единственный путь, по Ладожскому озеру, не мог удовлетворить все потребности, да и эта транспортная артерия находилась под пристальным вниманием авиации, артиллерии и военно-морских сил противника. Уже 18 июля в Ленинграде ввели карточную систему распределения продуктов. Нормы продовольствия снижались ещё пять раз в течение этого года, с 20 ноября рабочие и инженерно-технические работники получали 250 граммов хлеба в день, служащие, иждивенцы и дети – 125. И только когда наши войска освободили Тихвин и была окончательно сорвана попытка немецких войск установить второе кольцо блокады, стали увеличивать норму хлеба.

2. Попытки прорыва

19 сентября 1941 года была предпринята первая попытка прорыва блокады Ленинграда, образовался Невский плацдарм. В этот день произошла одна из самых варварских бомбардировок города: было сброшено 528 фугасных и 2 870 зажигательных бомб. 22–28 октября – вторая попытка прорыва блокады в районе Невского пятачка. Во время Любанской наступательной операции (7 января – 30 апреля 1942 года) в третий раз Советская армия попыталась прорвать блокаду. В конце года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о подготовке операции "Искра" по прорыву блокады. 19 января 1943 г. в районе Рабочего поселка № 1 встретились воины Ленинградского и Волховского фронтов, частично блокада была прорвана. В районе прорыва решено проложить железную дорогу. Но последний налёт вражеской авиации на город состоялся только 17 октября, тогда в Ленинград прорвался один бомбардировщик. В 1944 году шаг за шагом советские войска освобождали пригороды – Петергоф, Красное Село, Ропшу, Новгород, Пушкин, Гатчину. 27 января блокада была снята окончательно. В Ленинграде в 20 часов прогремел салют в 24 залпа из 324 орудий.

3. В осаждённом городе

Вопреки осаде и эвакуации многих заводов, предприятия города продолжали работать и поставлять в войска технику и снаряды. Ленинградские художники маскировали исторические здания и памятники. Однако в тех местах, где хозяйничали захватчики, историческое наследие значительно пострадало, достопримечательности разрушены и разграблены. Знаменитую Янтарную комнату, подаренную Петру I королём Пруссии, вывезли целиком, и судьба её до сих пор неизвестна. Несмотря на голод и лишения из многотонного собрания Всесоюзного института растениеводства не было тронуто ни одного зёрнышка, семена сохранили для последующего восстановления сельского хозяйства. Как бы тяжело ни было ленинградцам – в городе продолжалась культурная и спортивная жизнь: работали театры, библиотеки, храмы, учебные заведения, ходили трамваи. Всего за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек. Военные потери составили 467,5 тыс. чел., среди мирного населения 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках, 632 253 человека погибли от голода – эти цифры фигурировали на Нюрнбергском процессе. В Ленинграде и пригородах было сожжено более 12 тысяч домов, разрушено 840 заводов и фабрик.

4. Книги о блокаде

Самый короткий, но такой страшный дневник очевидца – это, пожалуй, дневник Тани Савичевой. Всего девять листочков из записной книги, на которых 11-летняя ленинградская школьница записала, когда умерли её родные. За подробными детскими воспоминаниями можно обратиться к дневнику Лены Мухиной. Девушка очень подробно описала жизнь в осаждённом городе: и то, как бомбили, и как ели суп из столярного клея, и как желали смерти лишнему рту... Многие годы спустя об ужасах тех дней рассказали Даниил Гранин и Алесь Адамович в «Блокадной книге» – и это была ошеломляющая болезненная правда, основанная на воспоминаниях тысяч очевидцев, о которой так хотелось забыть. Владислав Глинка, сотрудник Эрмитажа, в «Воспоминаниях о блокаде» написал о тех, кто не умел выкручиваться, о том, как умирала интеллигенция. Никита Ломагин собрал в архивах справки и доклады, материалы фашистской пропаганды, доносы НКВД, получилась «Неизвестная блокада». О голоде, лишениях, продовольственном снабжении города можно прочесть у Дмитрия Павлова в книге «Ленинград в блокаде». А ещё – Александр Чаковский, Ольга Берггольц, Лидия Гинзбург, Михаил Фролов, Юрий Яковлев, Лев Лурье, Герман Матвеев. О блокаде Ленинграда написаны тысячи книг, художественных и документальных. И в наших силах прочесть хотя бы одну. Чтобы помнить.

"