Posted 27 ноября 2018, 14:22

Published 27 ноября 2018, 14:22

Modified 20 августа, 01:02

Updated 20 августа, 01:02

Владимир Вдовенков: Копьё метаем в снег, манеж выбиваю четыре года

27 ноября 2018, 14:22
Заслуженный тренер России из Белгорода рассказал, как добываются медали на чемпионатах России по лёгкой атлетике среди лиц с ограничениями здоровья.

Владимир Вдовенков тренирует в Белгороде спортсменов с повреждениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и слабовидящих, которые привозят медали с чемпионатов России по лёгкой атлетике. Какими усилиями добываются награды, он рассказал ИА «Бел.Ру».

Метатели тренируются на улице в любую погоду

Много спрашивают, как мы тренируемся. Я отвечаю: бегуны тренируются в манеже – в 6:30 вечера приходим. А метатели занимаются на базе 45-ой школы. Метаем и толкаем на улице в любую погоду. Переоделись в школе и работаем. Мороз – не мороз, метель – не метель.

Много наметаешь, когда движения стеснены? Или ядро толкнёшь? Копьё уходит под снег – его долго ищешь. Так же и ядро – приходится чистить, посыпать дорожку песком, чтоб не было скользко. Это нормально? Это никого не волнует абсолютно. А результаты давай.

Спрашивают, почему у вас ядра разного цвета? Они бьются, из них высыпается дробь. Идём на цемзавод и берём там окатыши – их и толкаем. Режем шланги, набиваем в них песок и метаем. Приходится подстраиваться. Условия жёсткие.

В УСК Хоркиной ходим побегать. Я в своё время там даже трос повесил. Можно натянуть занавеску и метать копьё. Снимается наконечник, вставляется пробка от шампанского – и можно метать в трусах и в майке, а не в одежде.

Манеж «пробиваю» четыре года

Уже четыре года просим, чтобы нам дали легкоатлетический манеж, который забрали футболисты. Хоть он и при стадионе «Салют – Энергомаш», он легкоатлетический. Пробиваю-пробиваю уже четыре года – и к Павловой ходил, и к Сердюкову, и в «Единую Россию», и в «Народный фронт» – пока тишина. Наверное, придётся идти к президенту, то есть, письмо отправлять.

Манеж пустует. Говорят, что его надо ремонтировать за 18 миллионов. Однако «Салют» тренируется. А нас не пускают. У футболистов есть тренажёрка – пусть они там занимаются. Но я бьюсь, чтоб манеж наш был, для инвалидов и тех, кто им помогает.

Приходится бегать по спонсорам с протянутой рукой

Я вхожу в тренерский совет российской лёгкой атлетики для лиц с ПОДА, поэтому все эти проблемы знаю. Где-то условия лучше – в Ханты-Мансийске, в Москве и области, в Ростовской области. Федерация [адаптивного спорта] у нас великолепная, но условия и деньги решают всё.

Финансирование очень слабое, приходится бегать по спонсорам с протянутой рукой. Это просто мрак. Оборудования не хватает, недоэкипированы ребята. Чтобы диск метать, нам нужны «металки» – кроссовки, которые по бетону скользят. А чем быстрее поворот, тем дальше летит диск. Купили шиповки для метания копья, «Добрыня» в лице Сергея Фуглаева купил копьё за 70 тысяч. Но это мелкое всё, понимаете? Нам надо три-четыре сбора, мы выезжаем один-два раза, а я бегаю по спонсорам. Денег не хватает.

У ребят пенсии по 6 000 рублей, а пахать надо два раза в день

В этом году на чемпионате России у Лященко – золотая медаль, Курбатов – серебряная, Калкутин – бронзовая, четвёртые-шестые места. Но делается всё это в кошмарных условиях. Поэтому особой радости я не испытываю. Стулья для толкания приходится самому покупать, ребятам подплачивать деньги. Они уже взрослые – по 25, по 26 лет, надо кормиться как-то, а получают они небольшие деньги. Кто-то получает, а второй состав не получает, ребята начинают обижаться – как так, мы «под мастера» работаем? У них пенсия 6 000 рублей, хотя бы какую-то копейку платили. А пахать приходится два раза в день.

С витаминами проблема. Раньше по 50-60 тысяч давали, а сейчас – пять тысяч, через месяц – ещё пять. Без витаминов как людям тренироваться? Ещё и контролировать приходится, чтобы не «влететь». Ребятам запрещаем, чтобы они за свои деньги брали, потому что могут взять не то. Даже то, что врач пропишет, может быть запрещено.

В Паралимпийском комитете говорят: «Ребят, на месте решайте, что мы можем сделать?» Международных соревнований сейчас нет, сборную России не выпускают – тоже удар. Ребята работают, показывают результаты по «международникам» (мастер спорта международного класса), а присваивать не имеют права – только с европейских и мировых соревнований (учитывают результаты).

Тренироваться нужно вместе со здоровыми спортсменами

Я в Центре адаптивного спорта работаю на полставки и на ставку работаю в ДЮСШ № 2 управления образования Белгорода. Меня спрашивали: «Как нужно тренироваться, чтобы были результаты?». Мировая тенденция – чтобы инвалиды тренировались со здоровыми. Тогда будет и контакт хороший, спортсмены не будут чувствовать себя инвалидами, толерантность будет.

Раньше и глухие, и ПОДА, и слепые вместе занимались. Так и должно быть. Но почему-то нас разделили. Это неправильное решение, если оно пришло из Министерства спорта – это ошибка. Люди не работают на полях сражений, на холоде, на ветре, а сидят в кабинетах и не представляют, что это такое.

Подпишитесь