Posted 23 ноября 2018,, 04:10

Published 23 ноября 2018,, 04:10

Modified 29 июля 2022,, 12:46

Updated 29 июля 2022,, 12:46

Реформа ОСАГО: нарушители будут платить больше, аккуратные водители – меньше

23 ноября 2018, 04:10
Масштабная реформа системы обязательного страхования автогражданской ответственности пройдёт в несколько этапов.

По результатам реформы, которая начнётся в следующем году, тарифы ОСАГО станут более прозрачными и индивидуальными. Новые правила позволят устанавливать справедливую цену на полис. Успокоим водителей: средняя стоимость страховки не вырастет, а для добросовестных участников дорожного движения даже снизится.

Не переплачивать за регион

Первое изменение: территориальный коэффициент уберут. Это значит, что место жительства водителя на цену полиса влиять не будет.

Сейчас стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по жёсткой формуле. Она учитывает возраст, стаж водителя, мощность двигателя, число аварий и территориальный коэффициент. В зависимости от региона и населённого пункта страховка может обойтись как в два раза дороже, так и дешевле на 40 %.

В Белгороде действует повышающий коэффициент 1,3. В Старом Осколе и Губкине он равен 1, в остальных городах и населённых пунктах – 0,8. Для сравнения: в Курске и Тамбове рассчитанная ставка ОСАГО умножается на 1,2, в Воронеже – на 1,5, в Москве – на 2.

Директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния согласен, что нынешняя формула не учитывает важные параметры. В частности, он привёл такой пример в беседе с корреспондентом издания NewsTracker.

Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Возьмём, к примеру, двух водителей с автомобилями Lada Granta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж три года, а у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них несущественно различается.Филипп Габуния

По словам эксперта, жёсткая система тарифов была полезна на момент запуска ОСАГО. Она не позволяла страховщикам завышать цены. Сейчас получается, что аккуратный водитель оплачивает часть страховки лихача.

Страховые компании смогут использовать дополнительные параметры для расчёта стоимости полиса внутри тарифного коридора. Это позволит установить для каждого водителя индивидуальный тариф. Повлияет на него то, как водитель ездит, как часто выезжает, сколько раз попадал в аварию, платил штрафы и т.д.

В итоге опытный, избежавший аварий водитель, выезжающий раз в неделю на дачу, будет платить меньше, чем водители, зарабатывающие на своём транспорте, а также лихачи и нарушители.

Управляющий Отделением Белгород Банка России Андрей Беленко рассчитывает, что предлагаемая программа позволит стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО.

Сегодня значительная часть жалоб поступает от белгородцев именно на этот вид страхования. Очень часто жалуются на некорректное начисление коэффициента бонус-малус (КБМ). За январь-сентябрь текущего года из 2 006 обращений, поступивших в Отделение Белгород Банка России, 879 касались ОСАГО, из них 526 были связаны с начислением КБМ.Андрей Беленко

Не отказывать мотоциклистам

Мотоциклисты – одни из самых страдающих от нынешней системы ОСАГО владельцев транспортных средств. Белгородец Виталий Запорожский постоянно сталкивается с проблемами при страховании своих «железных коней».

Прямо говорят: «Мы мотоциклы не страхуем, они нам не нравятся». Или навязывают в нагрузку страхование жизни. При покупке электронного полиса бывало, что регистрировался на сайте, отсылал все свои данные, а при покупке оказывалось, что мотоциклов просто нет в базе страховщика. Раз уж я плачу деньги за страховку, хочется одного: чтобы я пришёл в контору и гарантированно получил полис. А уж если за отсутствие аварий и то, что я мало езжу, стоимость снизят – будет совсем хорошо.Виталий Запорожский

Не переплачивать за мощность

На следующем этапе на стоимость ОСАГО не будет влиять и мощность автомобиля – повышающий коэффициент тоже уберут. Сейчас за 120 лошадиных сил владелец авто переплачивает до 40 % – больше 2 000 рублей. Надбавка за 150 л.с. – уже почти 3,5 тыс. рублей.

Большинство машин россиян имеют мощность от 71 до 100 лошадиных сил. И даже за это идёт переплата. Хотя 120 «лошадей» уже не считается признаком спортивного автомобиля.

Как изменится цена?

Это главный вопрос от водителей в преддверии реформы. Главное в реформе: стоимость полиса вырастет для нарушителей. Добросовестные водители будут платить даже меньше, уверяют в Центробанке.

Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, а у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешёвые полисы для аккуратных водителей и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно, даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2 300 рублей, за три месяца попал в пять аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей.Филипп Габуния

Максимальную стоимость будет регулировать Банк России. Если страховая компания начнёт зарабатывать сверх меры, продавая полисы по завышенным ценам, регулятор потребует снизить стоимость. Это поможет избежать неконтролируемого роста цен.

Можно посчитать самому

Владелец автомобиля сможет рассчитать примерную стоимость полиса ОСАГО самостоятельно. При жёсткой формуле сейчас можно взять базовую ставку и умножить её на коэффициенты. При индивидуальном подходе это будет невозможно, но страховые компании будут размещать на своих сайтах онлайн-калькуляторы, чтобы соблюсти право водителя на информацию.

Белгородцы в месяц оформляют порядка 30 000 электронных полисов. Всего за девять месяцев 2018 года их выдали 271 992. Больше только в Москве, Московской области и Воронеже.

Покупать электронный полис лучше самому. Посредник может оказаться мошенником.

На сайте страховщика вводят недостоверные данные для существенного занижения страховой премии – например, указывают, что страхуемый автомобиль является мотоциклом. После получения от страховщика полиса его изменяют в графическом редакторе и продают автовладельцу уже за реальную сумму страховой премии. Такой договор ОСАГО может быть признан недействительным. В случае аварии покупателю такого полиса придётся самостоятельно нести ответственность.Андрей Беленко, управляющий Отделением Белгород Банка России

"