Posted 11 сентября 2018, 15:01

Published 11 сентября 2018, 15:01

Modified 19 августа, 23:39

Updated 19 августа, 23:39

Отель. Как много в этом слове?

11 сентября 2018, 15:01
Журналисты «Бел.Ру» попытались разобраться, как повлиял прошедший мундиаль на загруженность российских гостиниц и каковы перспективы этого вида бизнеса.

Гости

Подсчитано, что на играх мирового футбольного чемпионата в России побывало порядка 1,3 млн болельщиков. Около 570 тыс. зрителей – иностранцы. Резкий рост количества туристов в российских городах стал причиной кратного скачка размера платы за краткосрочную аренду жилья. Цены на гостиничные услуги власти изначально ограничили.

Рынок

По мнению экспертов, гостиничный бизнес в стране сейчас развивается. Такой профиль деятельности выбирают новые и новые участники. Всплеск активности фиксировался непосредственно перед проведением футбольного чемпионата.

И в этом году продолжается ввод гостиниц. Объём въездного потока, въездного туризма всё-таки сократился. И получается, что этот сокращённый объём распределяется среди большего количество бизнес-номеров, которые были введены к чемпионату мира.Вадим Субботин, заместитель генерального директора по финансам и коммерции Центра международной торговли, Москва

Колорит

Идут в российский гостиничный бизнес и зарубежные инвесторы. Прежде всего это касается крупных сетевых проектов. Здесь тоже можно зарабатывать, считают они, хотя механизмы получения прибыли отличаются от привычных моделей.

Две самые значительные статьи расходов для отеля в любой стране – персонал и энергоресурсы. В России оплата труда ниже, чем в других странах. Однако существует ряд обязательных платежей, которых нет за границей. Но в целом показатели рентабельности сопоставимы с европейскими.Эдриан Грэй, главный управляющий отеля Lotte в Москве

Резервы

Есть в сфере гостиничного бизнеса довольно значительный потенциал. Это заметно, если провести простую арифметическую операцию: сравнить количество въехавших иностранцев и количество тех из них, кто останавливался в отелях.

Возьмём 2016 год: в страну въехало 24,5 миллиона иностранцев, а гостиницы отчитались, что у них было размещено 6 миллионов. Куда остальные делись? Оказалось, их в четыре раза больше. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Такой существенный люфт между двумя цифрами говорит о том, что в нашей стране съёмная квартира – едва ли не более популярный способ найти временное пристанище, чем гостиница.

Маркировка

Чтобы установить понятные всем правила игры, российские власти придумали систему классификации средств размещения. По идее она должна расставить все точки над i в смысле статуса гостиницы, уровня комфорта для потенциального гостя. Обкатка системы классификации гостиниц началась в городах, где проводились матчи чемпионата мира.

Практика показывает, что в первую очередь в рейтинговании участвуют крупные операторы, которые заинтересованы в официальном подтверждении статуса. Таких игроков в России – свыше 20. Они контролируют 179 отелей, порядка 50 % их номерного фонда находится в столичных регионах.

Развитие

Одна из таких компаний – южно-корейская группа Lotte. В течение восьми лет в российские активы руководство компании инвестировало 2 млрд долларов. За эти деньги строилась гостиница в Москве, покупалась и ремонтировалась – в Санкт-Петербурге. Также были обустроены отели в Самаре и Владивостоке.

Практика работы в России позволяет представителям компании сделать обобщающие выводы относительно особенностей гостиничного рынка в стране.

Деловая практика не предполагает размещение сотрудников в пятизвёздочных отелях. Но из-за отсутствия хороших трёх- и четырёхзвёздочных гостиниц компании разрешают своим сотрудникам выбирать в России отели класса «люкс». В итоге новые инвесторы вкладывают средства в строительство пяти звёзд вместо более низких категорий. И сейчас этот сегмент практически полностью заполнен. Особенно в Москве. Эдриан Грэй, главный управляющий отеля Lotte в Москве

Регион

По информации департамента экономического развития Белгородской области, у нас число гостиниц увеличивается в отношении 2010 года. На конец 2017-го их насчитывалось 190. В них для проживания доступны 12 277 койко-мест. Количество гостей за 2017 год составило 307,3 тыс. человек.

Средний уровень загрузки белгородских отелей в 2017 году составил 45,7 %, максимальный уровень загрузки (60-70 %) приходится на периоды новогодних и майских праздников, а также на летний сезон. Средняя актуальная стоимость гостиничного номера в Белгородской области сейчас оценивается в 3 300 рублей в сутки.

Примеры

Для примера мы подобрали в информационно-аналитической системе «СПАРК-Интерфакс» результаты финансовой деятельности белгородских гостиниц. В перечень вошли различные компании, основным видом деятельности которых значится «деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания».

Профессия

Обычное дело для гостиничного бизнеса – когда в эту сферу приходят предприниматели с непрофильным образованием. Один из них – Татьяна Нечепаева. Училась в вузе на филолога, но после завершения вузовского курса стала работать в сфере туризма. Занималась организацией отдыха ростовчан за границей и иностранцев – на юге России. Решение о запуске своего проекта оформилось в 2007-м.

Вместе с партнёрами Татьяна выкупила за миллион долларов офисный долгострой. Он стал базой для 4-звёздночного отеля «Эрмитаж». На его обустройство ушёл ещё миллион долларов. Срок окупаемости проекта составил десять лет. Аналогичное время, как ожидается, будет потрачено и на «отбивку» инвестиций в новую гостиницу «Дон Кихот». Её запустили к началу мундиаля, владельцу проект стоил 310 млн рублей. Порядка 50 % денег – заёмные.

Кредиты нам дают на пять лет: из них мы два занимаемся документацией, а три строим. И нам за три года отдать деньги невозможно. И мы из других своих бизнесов заводили деньги сюда, чтобы рассчитываться. У нас была нагрузка в некоторые месяцы – четыре миллиона с лишним нам надо было отдать, а мы таких денег не зарабатывали. Татьяна Нечепаева, совладелец отелей «Эрмитаж» и «Дон Кихот», Ростов-на-Дону

Рентабельность

По словам ростовского отельера, при запуске первого проекта рентабельность гостиничного бизнеса была выше. С течением времени на доходность стало влиять повышение стоимости «коммуналки» и услуг прачечных. Не радуют бизнесменов и налоги.

Налогообложение в отелях безумное. В туризме, во въездном в частности, есть преференции по налогам на зарплату – и они идут по льготе. Гостиничный бизнес не идёт по льготе. У нас сегодня 30 % – налоги на зарплату, как и многие отрасли, которые не являются приоритетными. Татьяна Нечепаева, совладелец отелей «Эрмитаж» и «Дон Кихот», Ростов-на-Дону

Подготовка

Мировой футбольный чемпионат стал драйвером строительства в России свыше 40 новых гостиниц и обновления существующих. Вообще же этот вид бизнеса требует перманентных вложений. В частности Московский центр международной торговли за последние четыре года потратил на это 1,25 млрд рублей. К управлению был привлечён международный отельный бренд «Краун Плаза». В результате гостиница нарастила объём дохода и оказалась одним из 25 мест, которые принимали команды спортсменов – участников мундиаля.

С учётом того, что оборачиваемость площадей, которые занимает гостиница, имеет ежедневный характер, то есть почти ежедневно куда-то заезжают гости, то доход с одного метра в гостиничном бизнесе выше, чем в арендном. Вадим Субботин, заместитель генерального директора по финансам и коммерции Центра международной торговли, Москва

Регулирование

Не обходится в гостиничном бизнесе и без элементов госрегулирования. Так, перед началом чемпионата мира по футболу были обнародованы максимально возможные цены на номер в отеле. В Самаре номер в 5-звёздочной гостинице не должен был стоить дороже 75 тыс. рублей. Цена номера в отеле вне звёздного рейтинга не могла превышать 2,5 тыс. рублей. Тем не менее, даже такие расценки не повлияли на желание многих туристов пользоваться услугами по аренде квартир. Подсчитано, что примерно 30 % посетивших Россию во время мундиаля иностранцев гостевали именно на съёмных квартирах.

Не секрет, что в массе своей, особенно российские туристы, ищут гостиницы не пятизвёздочные. У нас самый большой дефицит – это трёхзвёздочные гостиницы. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Хостелы

Любовь Сорокина из Санкт-Петербурга занималась бизнес-планами хостела в Северной столице ещё во время учёбы. После защиты диплома решила применить полученные знания на практике. Для организации первого хостел-проекта Soul Kitchen вместе с супругом заняла миллион рублей. Через год деньги были возвращены.

По-новому

Спустя несколько лет предприниматели решили сменить подход к оформлению самой концепции ведения дела. В новом помещении хостела в номерах появились встроенные кровати. Переночевать в общем номере здесь стоит всего тысячу рублей, в люксовом – от 4 до 12 тыс. рублей. Новый проект Soul Kitchen окупился довольно быстро.

Мы вернули ровно так, как мы и планировали вернуть и то, как это в среднем в нашем сегменте бизнеса должно быть – за три года. Средний хостел – я имею в виду средний по размеру, 50-70 мест – он окупается за три года. Если это хостел небольшой и там вложений мало – то он может окупиться раньше. Любовь Сорокина, владелица хостела Soul Kitchen, Санкт-Петербург

Перенесли

Изначально эксперты прогнозировали рост посещаемости российских отелей в городах, принимавших матчи чемпионата мира по футболу. Но простое арифметическое прибавление дополнительного туристического потока к обычным цифрам не сработало. Туристы учли, что во время спортивного праздника пробиться в гостиницу и отдохнуть сложнее, и перенесли свои поездки на более позднее время.

Те даты, в которые проходит чемпионат мира в Петербурге, естественно, всё загружено. А между ними происходит спад. После чемпионата, начиная с 15 числа, довольно низкая загрузка, она ниже, чем должна была быть. По этому поводу я немного переживаю, потому что не знаю, как мы закончим лето. Любовь Сорокина, владелица хостела Soul Kitchen, Санкт-Петербург

В коммуналках

Считается, что в Санкт-Петербурге работает порядка 800 хостелов и мини-гостиниц. Как правило, они располагаются в бывших коммунальных квартирах. При этом, если соседние жильцы пожелают, они могут попытаться добиться закрытия мешающего им бизнеса.

Проект закона, который запрещает организацию отелей в жилых домах, находится на рассмотрении депутатов Государственной думы в течение двух лет. Обсуждать его не спешили именно из-за запланированного мундиаля. Теперь народным избранникам ничто не мешает вернуться к актуальной теме.

Есть проект закона, предлагающий упразднить эту систему – вообще никого не размещать. Но это тоже неприемлемая позиция, мы считаем. Здесь нужно просто грамотно всё отрегулировать, посмотреть и на налоги, и на отчётность, чтобы понимать, кто что сдаёт. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Официально

В официальном гостиничном фонде России значится миллион номеров. С 2005 года цифра выросла в 2,5 раза. Система классификации отелей должна полностью заработать в стране к 2021 году. Это позволит властям более точно и избирательно влиять на развитие этого бизнеса.

Подпишитесь