Posted 31 июля 2018, 04:10
Published 31 июля 2018, 04:10
Modified 20 августа, 04:23
Updated 20 августа, 04:23
В ПЛАСТИКЕ
За последние десять-пятнадцать лет карманы среднестатистического россиянина изрядно облегчились. Это наблюдение остаётся актуальным, даже если избавиться от налёта иронии. Дело в том, что наличные, в том числе и тяжёлая мелочь, почти незаметно трансформировались в кусочек пластика. Это как заклятие незримого расширения в «Гарри Поттере»: можно иметь при себе много вещей с помощью одной маленькой. Только вместо волшебства на помощь современному человеку приходят финансовые технологии.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА
Однако предельно удобный способ денежных расчётов имеет и обратную сторону. Многие нечистые на руку дельцы пытаются воспользоваться ситуацией и придумывают самые разные способы отъёма безнала у владельцев банковских карт. Довольно часто у них это получается.
Как эффективно противостоять преступникам с помощью блокировки карты, изданию Udm-info рассказали специалисты Банка России.
ПРИЧИНЫ БЛОКИРОВКИ
Раньше подозрительные транзакции находились на контроле банков. Если на счёте клиента возникало необычное движение, карта блокировалась, а у человека спрашивали, всё ли идёт нормально. В любом случае финансовое учреждение само решало, стоит ли вмешиваться в происходящее.
В 2018 году Банк России инициировал вменение банкам обязательной блокировки транзакций, которые заставляют сомневаться в их адекватности. По мнению и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России Артёма Сычёва, такой способ «подставить плечо» клиенту уже показал свою эффективность.
ПРИЗНАКИ
Как отмечают аналитики Центробанка, задача сформировать чёткие признаки подозрительных операций по картам клиентов – задача вполне выполнимая. Подготовкой инструкций в этой сфере занимаются сотрудники многих банков.
Что может привлечь внимание контролёров? Например, резкое изменение географии операций с картой. Если вы, скажем, пользуетесь ею традиционно в Белгородской области, но вдруг деньги списываются в американской Филадельфии или в Марокко. Представьте ситуацию, когда вы расплачивались картой в привычном магазине в Белгороде, а через полчаса платёж совершается за несколько тысяч километров от этой точки. Естественно, это повод для банка напрячься: такое возможно, если мошенники создали копию вашей карты и пробуют вас обокрасть. Конечно, в такой ситуации карту лучше заблокировать и спросить у клиента, всё ли у него хорошо.
Другой вариант подозрительных операций – когда зараз кто-то снимает большую сумму наличными. Особенно в том случае, когда владелец карты этого никогда не делал. Конечно, человек мог просто копить деньги на крупную покупку и захотел их обналичить. Но в таком случае это лучше сделать в отделении банка, заранее заказав нужную сумму.
Также не совсем нормальная ситуация – когда с помощью банковской карты совершается множество платежей в различные регионы страны за относительно короткий промежуток времени. Особенно если владелец раньше такого никогда не делал. Это тоже может стать поводом для блокировки карты.
ПО СВОЕЙ ВОЛЕ
В иных ситуациях клиент банка может и сам проконтролировать решение о блокировке, не дожидаясь отъёма собственных денег.
Однажды удалось вырваться с дочкой на несколько дней в Санкт-Петербург. И надо же было такому случиться, что за день до нашего отбытия домой в метро у меня «потянули» смартфон. Всё бы ничего, но у меня, как назло, в устройстве были сохранены данные по моей банковской карте. Я жутко перепугался. Остаться без денег в чужом городе, да ещё и с ребёнком – не самая приятная перспектива. Однако проблема решилась довольно просто: я попросил у дочки её мобильный, позвонил по телефону горячей линии банка, объяснил ситуацию и заблокировал карту. В конечном итоге мера оказалась излишней, но, будь воры порасторопнее, всё могло бы закончиться для меня печально.
Сергей Е., Белгород
ЗАЩИТА В ДЕЙСТВИИ
По словам Артёма Сычёва, обязанность банков приостанавливать сомнительные транзакции имеет как минимум два рациональных положительных следствия.
Во-первых, это обезопасит клиентов от лохотрона. Во-вторых, финансисты совместно с Центробанком вырабатывают пути противодействия мошенникам. Это становится возможным при анализе схем обмана, которыми пользуются современные преступники.
Банки должны сообщать в Банк России об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько – сохранить и главное – какую сумму в итоге вернули клиенту.Артём Сычёв, и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России
РЕШЕНИЕ
В течение 2017 года специалисты зафиксировали свыше 300 тыс. случаев, когда мошенники пытались украсть деньги с банковских карт. Их действия нанесли ущерб клиентам финансовых организаций примерно на миллиард рублей. Отсюда – решение Центробанка систематизировать работу по противодействию преступникам.
ДЕЙСТВОВАТЬ СООБЩА
Дабы вашу карту не заблокировали, когда вы, например, находитесь в командировке в другом регионе или за рубежом, об этом просто нужно сообщить банковским работникам.
Чтобы уменьшить риск приостановки транзакции перед выездом за рубеж, можно предупредить свой банк о том, что в ближайшие дни вы будете совершать покупки за границей.Артём Сычёв, и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России
Вообще лучший совет в этой сфере – быть доступным для телефонных звонков. Любой банковский служащий, даже самый щепетильный в вопросах безопасности, сможет лишний раз позвонить клиенту и удостовериться в нормальности происходящего с его счетами. В случае же если вы недоступны для звонка, банк имеет право заблокировать подозрительные транзакции – но на срок, не превышающий двух рабочих дней.
КАК БЫТЬ
Если вас известили о скорой дальней командировке, вы имеете прекрасную возможность заранее подстелить себе соломки – то есть уйти от неприятностей с вашей банковской картой до того, как они возникли.