Posted 18 апреля 2018, 08:13
Published 18 апреля 2018, 08:13
Modified 20 августа, 01:46
Updated 20 августа, 01:46
По данным Банка России, доля несанкционированных снятий средств с «пластиковых» счетов в общем объёме операций с использованием платёжных карт в 2017 году составила 0,0016 %. В абсолютном значении это составило 961,3 млн рублей.
Объём таких потерь снизился на 10,6 %. При этом число мошеннических операций в 2017 году выросло до 317 178. 40 % от их количества и 44 % от их объёма совершается за пределами России, что значительно затрудняет поиск злоумышленников и привлечение их к ответственности.
Первый способ похищения денег происходит через изготовление дубликата. Кассир, официант, заправщик, работник банка или любой другой сотрудник, который получал платёжную карту для расчёта, может её сфотографировать, переписать данные или просто запомнить их, чтобы потом сделать копию.
Делается это незаметно с помощью любого записывающего устройства, например, обычной камеры видеонаблюдения, чтобы карта была видна с обеих сторон. Затем мошенники могут просто отмотать запись на нужное время и переписать данные карты.
Если сотрудник, совершающий операцию, фотографирует карту на мобильный телефон под видом набора номера или смс, необходимо прервать операцию и потребовать возврата карты, после чего обратиться в банк, выдавший карту, с заявлением о её перевыпуске.
Со вторым вариантом похищения денег можно столкнуться, например, в супермаркете, когда при оплате картой якобы происходит ошибка, и в результате деньги снимаются дважды. Такие транзакции легко опротестовать и вернуть свои средства. Но виновных сложно привлечь к ответственности, так как всё списывается на сбой в системе или ошибку оператора. При этом честный кассир в случае отказа в проведении операции всегда выдаст покупателю чек, подтверждающий, что оплата не прошла.
Если подключена опция смс-оповещений по операциям карты, и первая транзакция прошла успешно, то сообщением можно обосновать свой отказ от повторной операции. Если деньги были сняты дважды, можно позвонить в банк и проверить, действительно ли произошло двойное снятие средств со счёта.
Ещё один обман совершается с помощью технологии бесконтактной оплаты. Злоумышленник приближает считыватель к карте на расстояние 5-20 см, например, прислонив к карманам одежды, стенкам сумок в переполненном общественном транспорте, на рынке, в магазине, и крадёт деньги с карт у ничего не подозревающих владельцев. Помимо этого информацию мошенники могут записать на карты-клоны для хищения средств с настоящих банковских карт.
При использовании бесконтактной системы оплаты для подтверждения списания суммы более 1 000 рублей запрашивается PIN-код, а не подпись чека. При оплате крупных покупок лучше установить индивидуальный расходный лимит по карте и ограничить количество возможных транзакций.
Одним из самых опасных способов кражи денег со счёта является изготовление дубликата сим-карты, с помощью которого мошенники получают полный контроль над счетами жертвы, которые, как правило, привязаны к номеру телефона. Узнать номер злоумышленники могут из социальных сетей, от знакомых, при выполнении своих служебных обязанностей и т.д.
На мобильный телефон поступают звонки и смс-сообщения с просьбой перезвонить от абонентов, подписанных как Центробанк России, CentroBank, Служба безопасности Банка России, Visa, MasterCard, «МИР». Клиент перезванивает по указанному телефону и сообщает свои данные, после чего мошенники изготавливают дубликат карты и снимают деньги. Теоретически для получения дубликата сим-карты в офисе оператора достаточно назвать дату первого звонка или остаток на счёте, предъявив паспорт. На практике же работники офисов не всегда скрупулёзны, а мошенники могут предъявить поддельный паспорт.
При изменении состояния счёта после звонков с неизвестных номеров необходимо сразу заблокировать все свои платёжные карты, «привязанные» к этому телефонному номеру. Параллельно нужно обратиться к оператору, чтобы разблокировать свою сим-карту и заблокировать дубликат, и написать заявление в полицию, даже если деньги не успели пропасть со счёта.
Мошенники могут также изобразить покупателей, которые звонят по объявлениям, размещённым в интернете. Они обязательно находятся далеко, но готовы оплатить часть суммы, чтобы товар не приобрёл кто-то другой. Для перевода денег «покупатель» просит продавца сообщить ему данные карты (код CVV2/CVC2, срок действия, ФИО владельца). Если владелец карты сообщает информацию, то в ближайшее время со счёта начинают списываться деньги за оплату товаров и услуг и осуществляться переводы. Нередко злоумышленники, уже узнав данные карты, просят назвать код из смс для подтверждения транзакции. Получив его, преступники похищают денежные средства.
Владельцам карт просто нужно быть осторожнее и не сообщать посторонним лицам данные карты, персональные данные, коды, присланные в смс, не давать доступ к вашей карте через онлайн-банкинг.