Posted 6 апреля 2018, 14:13
Published 6 апреля 2018, 14:13
Modified 20 августа, 05:39
Updated 20 августа, 05:39
О 25-летии хиротонии
Я помню этот день, как очень волнительный. Это можно сравнить с ситуацией, когда ты входишь в дверь и не знаешь, что за этой дверью будет. Это таинственное ожидание неизвестности. Меня всегда вдохновляло то, что это было сделано по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, схимитрополита Ювеналия – тогда архиепископа Курского и Белгородского, по благословению моего духовника, архимандрита Ипполита.
Тогда церковь только выходила за церковную ограду после идеологического ига, притеснений. В это время становиться епископом было тревожно и волнительно. Но зная о том, что есть молитва умудрённых опытом старцев, есть молитва архиереев, предстоятеля церкви, я многое переживал легче.
О взаимопонимании
Мы вместе живём на одной планете, которая называется Земля. Перед Пасхой меня всё время преследует один образ. Как будто мы на космическом корабле. А так и есть: Земля – это космический корабль, по сравнению с другими галактиками это песчинка. А мы – команда. Всё человечество.
От того, насколько мы будем способны понять друг друга, договариваться друг с другом, несмотря на разные убеждения, на разную веру, на разные религии – зависит наша будущность. Очень важно, что, когда мы ведём диалог, мы не пытаемся подменить свою собственную веру другой верой или навязать её. Мы пытаемся найти точки соприкосновения, которые помогают нам лучше понять друг друга.
Об истоках экстремизма
Экстремист – это человек, который, прежде всего, не образован в своей собственной религии. Проблема в том, что людей «начиняют» выгодными кому-то изречениями. Например, из пророка Мухаммеда. Или, как это бывает в сектах, которые пытаются выдать себя за христианские, берут изречения из Евангелия и затем создают идеологические построения, которые абсолютно чужды религиозным воззрениям настоящих христиан. Это очень опасная тенденция. В этом – технология воспитания экстремистов.
О вопросах
Если доведёшь человека до состояния, что он всего боится, легко сказать: слушай, я твой защитник, ты плати мне, и я буду тебя защищать. В современном мире эта формула работает безошибочно. Когда люди боятся друг друга, боятся задавать вопросы, порой боятся защищать своё достоинство, честь.
Мы порой не приучены к диалогу. Любой диалог рассматривается как вызов. Люди начинают спрашивать: «А почему так?» Говорят: «Это покушение!». На общественный строй или религию. Но человек всего лишь навсего спросил. Поэтому нам надо вести диалог с представителями различных культур, различных религий и приучать к этому диалогу наших детей.
О большевистских штампах
Мы до сих пор живём по тем штампам, которые унаследовали от большевизма. Когда ты вдруг начинаешь задавать вопросы, тебя сразу же клеймят, говорят, что ты какой-нибудь либерал или применяют другой штамп. И человек, задавший вопрос, воспринимается чуть ли не как враг. Раньше были классовые враги, а сейчас – просто враги. Тебя назначают врагом, и ты выполняй свою миссию. А в это время кто-то бюджеты будет увеличивать, чтобы нас охранять.
О совести
Вопрос: На проповеди перед началом поста батюшка сказал: «Бог к вам в тарелку не заглядывает». Означает ли это, что можно не соблюдать всей строгости поста?
– Батюшка очень правильно сказал, что это ведь дело нашей совести. Вот о чём речь-то. Ведь если мы будем смотреть на Бога примитивно, как на карающего судию, мы не поймём, ради чего приходил Христос. Бог, зная, что его распнут, идёт добровольно, садится на осла – как символ мира – и идёт для того, чтобы принести себя в жертву. Ведь Творец мог бы человечество просто смыть ещё одним потопом. И новое бы человечество появилось. И тогда оно жило бы по-другому. Но, чтобы этого не произошло, Христос приносит себя в жертву. Ради нас. Это величайшее событие. Событие, которое называется искуплением. Он нас выкупает. И даёт нам жизнь вечную. Бог нас никогда не принуждает, не заглядывает в наши тарелки. Потому что у нас есть выбор. И мы выбираем: или исполнять заповеди, или только притворяться.
О храме в душе
«Бог не в брёвнах, а в рёбрах» – это выражение больше относится к обрядоверию. Когда люди знают обряды, причём часто своеобразные, искажённые, и больше внимания употребляют для того, чтобы соблюсти эти обряды. А творить волю Божию – это действие внутреннего характера. Это не внешнее, показное, с которым люди часто его путают. Дома Божии очень нужны для того, чтобы люди научались опыту богообщения. Но главный храм каждый строит в своей собственной душе. Мы будем отвечать за себя лично пред Богом.
Часто бывает: человек на всякий случай, оттого, что у него большой достаток, построил храм и как бы говорит Богу: «Ну чего тебе ещё надо от меня, я ж вот храм построил». А живёт не по-христиански. Допускает различные преступления, прикрываясь тем, что построил храм. Для таких существует поговорка «Бог не в брёвнах, а в рёбрах».
О крещении детей
Я крещу детей из многодетных семей, делаю это практически каждый месяц. Мы совершаем крещение, после обязательно пьём чай, общаемся. За каждой литургией я молюсь о крестниках. Их достаточно много с того времени, как началась эта традиция. Стараюсь крестить третьего ребёнка в семье. Когда двое детей – это как бы нулевой прирост. Муж, жена и двое детей – они как бы отчитались за себя. А уж третий – это уже прирост.
О миссионерстве
Когда миссионеры идут проповедовать, они сталкиваются с совершенно разными проблемами. Но что отрадно: когда он возвращается из миссии, то начинает ценить каждого человека, который появляется у него в приходе.
Представьте себе районы дальнего Севера, Хабаровского края, например, или Якутии. Там достаточно сложные проблемы не только природные, но и проблемы жизни людей. Когда есть недостаток в зарплатах, чтобы дети нормально развивались. Мы с этим сталкиваемся. Священнику приходится быть не просто совершителем таинств, но и брать на себя определённые социальные нагрузки. Помогать людям вместе пережить те или иные трудности.
Мы ездим в отдалённые районы, где своя, очень интересная жизнь. Особенно среди малочисленных народов Севера, где также приходится быть нашим миссионерам, мы видим особый тип культуры, особое отношение к природе – что мы, кстати, утрачиваем.
О сокращении ума
Если сейчас взять и запретить вам на месяц пользоваться телефонами, много вы вспомните номеров телефонов своих друзей? Или много вы по природным приметам узнаете о погоде на следующий день? Как вам одеваться? Думаю, многие растеряются.
Мы с вами, несмотря на то, что считаем себя людьми прогрессивными, продвинутыми, к сожалению, сокращаем свой ум. Перекладываем часть функций, которые должен исполнять ум, на средства технического прогресса, которые облегчают нам жизнь. А представьте себе людей, которые живут в своём мире. Например, оленеводы. Ему нужно точно знать, какая завтра будет погода, чтобы сохранить своё стадо. От этого зависит его жизнь. У него совершенно другое восприятие того, что происходит в мире. Он далёк от каких-то информационных порталов, сообщений, как там дела, скажем, на Ближнем Востоке. У него ближнее стадо, и он живёт этим. Эти люди очень интересны, но с ними нужно уметь говорить. Если мы начнём говорить с точки зрения культурного превосходства, мы их обидим. Потому что неизвестно, чья культура выше. Тоже вопрос серьёзный. Это как ещё посмотреть.
О свободе воли
«Невольник – не богомольник». Если человек отказывается, я его никогда и ничем не заставляю. Ну как можно послать человека проповедовать Христа, если он заранее говорит, что не поедет, что ему плохо и так далее. С таким настроением он и себя загубит, и тех, кто вокруг него.
О выборах
Я гражданин, у меня есть паспорт, я плачу налоги. Естественно, я должен голосовать, это мой гражданский долг. Если я не выражаю свой гражданский долг, то устраняюсь от общества, в котором живу. Поэтому считаю, что голосовать надо всем.
Когда мы голосуем, мы фактически нанимаем власть. А оплачиваем действия власти своими налогами. Нужно вот именно так относиться к этому процессу. Мы выбираем этого человека: вот наши налоги, из них составляется государственный бюджет – пожалуйста, управляйте этими государственными средствами, но исполните наши наказы.
О культуре общения
Мы теряем культуру общения. Средства массовой информации, вместо того чтобы нести эту культуру, показывать нам, как нужно общаться, насаждают уродливые формы нетерпимости. Когда люди оскорбляют друг друга, и тот, кто больше всех орёт, да ещё плюётся, бросается с кулаками, тот оказывается чуть ли не героем. Но если мы так дальше будем развиваться, то у нас, извините, нормальные люди будут объявлены ненормальными. Потому что нормальность будет в том, чтобы драться, плеваться, оскорблять. А ненормальность – в том, чтобы смиренно слушать.