Posted 30 марта 2018, 15:39
Published 30 марта 2018, 15:39
Modified 20 августа, 04:16
Updated 20 августа, 04:16
Уже в этом году будет списано 722 зерновоза из 40,8 тыс. единиц, а в 2019-2020 годах — около 10,6 тыс. вагонов. ОАО «РЖД» оценил дефицит зерновозов к февралю 2018-го в 300 штук. В следующем году дефицит составит 1,2 тыс. вагонов, а в 2020 году – 6,2 тыс. штук.
О том, как преодолеть недостаток зерновозов, спорят до сих пор. Кто-то утверждает, что покрыть списание не получится. Так, Аркадий Злочевский, глава Российского зернового союза, не раз говорил о том, что «производство отстаёт от списания почти вдвое».
Минсельхоз не считает, что выбытие зерновозов плохо повлияет на вывоз зерна – мощности заводов (5 тыс. вагонов/год) позволят сохранить текущий уровень парка. Однако ведомство добавляет, что Курганская и Саратовская области, например, уже сами закупают зерновозы. Минтранс дефицит не прогнозирует.
В РЖД предлагают сократить длительность погрузки-разгрузки, расширить элеваторы и отмечают, что эффективность повысится, если грузоотправители начнут выходить на работу в выходные дни.
Дополнительную сложность добавляет транспортировка минеральных удобрений вне сезона. Однако Росжелдор намерен решить эту проблему: ведомство подготовило обращение в ОАО «РЖД» с требованием подавать зерновозы только под зерно.
Зерновики боятся, что из-за появления на рынке новых зерновозов перевозки резко поднимутся в цене. Как сообщает РЖД, ставка предоставления зерновозов за год выросла с 1,2 тыс. до 1,67 тыс. рублей за вагон в день. К 2020 году могут увеличиться и лизинговые платежи – с 1,3 тыс. до 1,7 тыс. руб. за вагон в сутки, что может поспособствовать повышению тарифов на зерноперевозки.
Остаётся открытым и вопрос о том, как отразится на зернопроизводителях повышение цен из-за необходимости обновить парк. Эксперты ОЗК прогнозируют повышение цены на 15-20 %. Таким образом, зерновики буквально проспонсируют вагоностроительные компании.
Нет и технической необходимости списывать парк: вагоны находятся в хорошем состоянии, а опыт продления их срока службы есть в странах Таможенного союза.
Минсельхозу предложено создать профильный оператор в Объединённой зерновой компании. Сама ОЗК планирует приобрести до 100 вагонов для роста парка и подтверждает, что долгосрочная программа развития организации предполагает создание оператора.
В Минсельхозе инвестпроект поддержали и отметили, что основная цель создания оператора – проконтролировать себестоимость логистики, гарантировать грузопотоки через элеваторы и терминалы компании, создать возможность введения сквозного тарифа на услугу «элеватор—железнодорожный транспорт—порт», сообщает «Коммерсант».