Posted 5 декабря 2017, 15:37
Published 5 декабря 2017, 15:37
Modified 20 августа, 01:14
Updated 20 августа, 01:14
Тридцатилетний Дмитрий пошёл порыбачить на Белгородское море привычной дорогой через Дорогобужино. Домой не вернулся. На следующий день родственники позвонили на горячую линию поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» по бесплатному телефону 8-800-700-54-52.
Поисковики решили проводить поисково-спасательные работы в районе обычного пути пропавшего к водоёму. Развернули штаб, разбились на несколько групп – они называются «лисами» – по 2-3 человека и провели «работу на отклик».
Это – легенда учений белгородского подразделения поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Учения проводятся несколько раз в год. Люди, которые в свободное от работы время занимаются поисками пропавших людей в нашем регионе, отрабатывают навыки взаимодействия.
На учебную операцию собрались больше десяти участников отряда, приехали представители ДПС и МЧС. Общими усилиями Дмитрия отыскали быстро – за 48 минут. Группа «Лиса1», обследуя свой квадрат на карте, в ответ на свои крики «Дмитрий!» (это и называется «работой на отклик») услышала голос и пошла на него. Дмитрий лежал у дерева, его нога была повреждена – подозрение на перелом. Чтобы не причинить большего вреда его здоровью во время эвакуации, на помощь позвали группу «Лиса2» и вшестером вынесли его к штабу. Там Дмитрий получил первую медицинскую помощь и горячий чай.
Не очень приятные ощущения – побывать в шкуре потерявшегося человека. Холодно, сыро, если честно – замёрз. Прочувствовал ту безнадёгу, которую испытывают люди, и понял, что реагировать надо быстрее. Дмитрий Низамов поисковик отряда «Лиза Алерт» в Белгороде
Дмитрий Низамов в роли «потеряшки» оказался впервые. А в отряде он с лета 2016 года – решил помочь в поисках и остался.
Самое тяжёлое – когда человек умирает, не успеваешь до него добраться. Иногда тяжело переносится это, но каждый следующий поиск придаёт ещё больше энтузиазма, чтобы продолжить это дело. Дмитрий Низамов
Найденный Дмитрий получил статус «НЖ». Означает это – «Найден. Жив». Когда человека не могут найти долгое время, поисковой операции присваивают статус «ИП» – «информационный поиск», когда оперативных мероприятий не проводится, но продолжают расклеиваться листовки, размещаться информация в соцсетях. «НП» означает «Найден. Погиб».
В 2017 году в отряд «Лиза Алерт» поступило 119 заявок на поиски. 80 из них – НЖ. Много пропадало несовершеннолетних, но все 36 были найдены живыми и здоровыми. «Горячий» сезон – весна, когда появляется первая зелень. В лес идут бабушки и дедушки, теряются. Одну женщину в годах нашли в районе Оскочного спустя трое суток – в удовлетворительном состоянии. Много пропадает людей осенью, и даже летом.
Бегунков-подростков часто находят быстро благодаря ориентировкам в соцсетях. В октябре 2017 года пропал дедушка – четыре дня, как ушёл из дома. У него проблемы со здоровьем, мог находиться в Белгороде или Белгородском районе – уходил не в первый раз. Ориентировку разместили в интернете, и через три часа дедушку подобрал возле дороги видевший информацию и проезжавший мимо автомобилист.
Порой помогают и дальнобойщики. Самый первый поиск белгородской группы «Лиза Алерт» – две убежавшие девушки из Старого Оскола. После поступления заявки в течение трёх часов девушек нашли в Рязани. Один дальнобойщик по рации рассказал, что подвозил похожих. Они сказали, что едут к бабушке в гости.
Все члены отряда работают, имеют семьи. Поэтому людей не хватает катастрофически.
В нашем деле, в поисково-спасательных работах, когда речь идёт об угрозе жизни человека, людей много не бывает никогда. Не хватает и оборудования – два навигатора на весь отряд, это очень мало. Надеемся, что неравнодушные люди или спонсоры помогут. Дмитрий Борисов координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в Белгороде
Поиски ведутся бесплатно. Всё покупается за свой счёт – бензин и так далее. Помогают у нас мало. К тому же, принципиальная позиция «Лиза Алерт» во всей России – у них нет счетов, кошельков, ничего – помочь можно только в натуральном виде: подарить навигатор, фонарь, рацию, даже элементарную бумагу, которой тоже уходит много.
Не можем взять только людей моложе 18 лет. Но люди на поиски очень необходимы в любое время. У нас заключены соглашения с полицией и МЧС: при поступлении заявления о пропаже человека в дежурную часть, данные сразу передаются и в «Лиза Алерт». Как только вы понимаете, что человек пропал, сразу идите в полицию. Елизавета Кравцова региональный представитель белгородского подразделения ОПСО «Лиза Алерт»
По статистике вероятность найти человека в первый день – 98%, за 48 часов – около 60%. В первые дни ещё можно отследить, опросить людей. После 14 дней активная поисковая деятельность сворачивается, но продолжается работа через соцсети, через оповещение людей.
В завершении учебной операции Дмитрий Борисов поблагодарил её участников, но и указал на недочёты – ведь каждая сэкономленная минута поисков может спасти чью-то жизнь.
Да, людей у нас мало, но скажу, что каждый делает работу за пятерых и реально стоит пятерых – спасибо всем большое. Дмитрий Борисов
Люди в отряде разные. Три аттестованных медика, профессиональные спасатели, преподаватели, Елизавета Кравцова и её муж – картограф отряда Евгений Кравцов – отдают поисковой работе всё своё свободное время.
Очень важно, когда твою деятельность поддерживают в семье, понимают. Вы когда-нибудь видели глаза спасённого человека?.. Оно того стоит. Ценнее человеческой жизни нет ничего. Елизавета Кравцова
Если вы хотите вступить в отряд или помочь «Лиза Алерт» оборудованием, можно обратиться в группу ВКонтакте или лично к Елизавете Кравцовой и Дмитрию Борисову.
«Лиза Алерт» в России появилась в 2010 году, после того как девочку Лизу Фомкину нашли на десятый день поисков, но было уже поздно. В честь Лизы и назвали отряд. Белгородское региональное отделение начало свою деятельность в конце 2015 года.