Posted 25 октября 2017, 12:16

Published 25 октября 2017, 12:16

Modified 20 августа, 04:51

Updated 20 августа, 04:51

Страсти по вагонам: «Объединённая зерновая компания» не справилась с рекордным урожаем зерновых

25 октября 2017, 12:16
В России не хватает вагонов для оперативной доставки сырья мукомолам, что грозит новыми скачками цен на хлеб. Причина – активный экспорт зерна.

Первыми с дефицитом вагонов столкнулись мукомольные предприятия Санкт-Петербурга. Как сообщают «Новые известия», это грозит нехваткой хлебопекарной продукции и ростом цен на неё. О трудностях с вагонами и поставкой сырья мукомолам губернатор Георгий Полтавченко сообщил вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

В письме говорится, что в связи с активным экспортом зерна мукомольные предприятия города не могут получить вагоны для его транспортировки, а это грозит срывом сроков поставок, ростом себестоимости зерна и полной остановкой производства. А важные поставщики зерна в Санкт-Петербург – Оренбургская, Саратовская, Самарская, Новосибирская и Омская области – в числе приоритетных регионов на вывоз зерна на экспорт по железной дороге. В администрации Санкт-Петербурга отмечают, что северную столицу также могут включить в список приоритетных городов для отгрузки зерна и подавать вагоны туда в первоочередном порядке.

Доминирующим игроком на рынке железнодорожных перевозок является «Русагротранс», его цены контролирует Федеральная антимонопольная служба, поэтому и стоимость услуг у него значительно ниже, чем у небольших компаний. И борьба идёт, прежде всего, за вагоны «Русагротранса».

При этом «Новые известия» отмечают, что в 2016 году государство стало собственником почти 3000 вагонов. АО «Объединённая зерновая компания» владеет инновационными вагонами, которые должны обеспечивать продовольственную безопасность страны. Направили ли их в Санкт-Петербург, пока неизвестно.

По данным «Совэкона», в июле-сентябре объём железнодорожных перевозок зерна в РФ вырос на 88 % – до 1,4 млн тонн. Дефицит же вагонов гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько связывает с нехваткой локомотивной тяги и традиционно низкой скоростью отгрузки зерна с элеваторов в центре России и Поволжье.

В качестве путей решения транспортных проблем минтранс предлагает установить штрафы за простой вагонов для грузоотправителей и на станциях выгрузки. Также обсуждается и возможность мониторинга цен у недоминирующих операторов. Значится ли в списке поручений министерства привлечение вагонов ОЗК, не сообщается.

Наряду с нехваткой вагонов существует и другая острая проблема – из-за рекордного урожая зерна в стране не хватает работников на элеваторах и хлебоприёмниках. И вину за это председатель Ассоциации руководителей сельскохозяйственных предприятий Новосибирской области Анатолий Степанов возлагает на АО «Объединённая зерновая компания» (ОЗК). По его мнению, именно она не обеспечила перевозчиков транспортом и не позаботилась о том, где хранить излишки зерна.

В то время, как аграрные регионы не могут справиться с рекордным урожаем зерновых, Белгородская область нашла успешное применение своим зерновым богатствам. Как прокомментировали ИА «Бел.Ру» в областном департаменте АПК и воспроизводства окружающей среды, зерно из Белгородской области не вывозится, а идёт на обеспечение потребностей отрасли животноводства. Поскольку в регионе содержится четверть всего свинопоголовья России, для прокорма такого большого числа животных строятся комбикормовые заводы, и получается замкнутый цикл производства свинины.

Напомним, в 2017 году в Белгородской области собрали рекордный урожай зерновых – свыше 3 млн тонн. Наш регион стал первым по урожайности зерна в ЦФО и вторым — в России.

Подпишитесь