Posted 6 сентября 2016, 10:19
Published 6 сентября 2016, 10:19
Modified 20 августа, 02:18
Updated 20 августа, 02:18
В соответствии с новыми правилами диагностики туберкулёза, которые вступают в силу с сентября 2016 года, всеми известную с детства «пуговку» – пробу Манту планируют заменить Диаскинтестом (ДСТ). Внедрение нового препарата вызвало бурю негодований, а проведённые в России исследования уже показали, что ДСТ способен пропустить случаи туберкулёза, на что Минздрав пока закрывает глаза.
Россия уже несколько лет входит в список 22 стран мира с самым высоким уровнем туберкулёза. В числе самых уязвимых к этой болезни – дети.
Что такое Диаскинтест и как он может помочь?
Новый препарат появился на российском рынке ещё семь лет назад. В нём используется белок, который получен генно-инженерным способом из микробактерии одного вида. Производители этого новшества утверждают, что ДСТ показывает положительный результат, только если люди заражены туберкулёзом, и отрицательный, если они не больны или уже выздоровели. Большинство считает, что в этом случае проба Манту слишком часто выдаёт ошибочный результат. В противовес этому мнению, сторонники проверенного ещё с советского времени препарата заявляют, что нет ни одного теста в медицине со 100 % специфичностью и чувствительностью. Соответственно, ДСТ тоже не идеален. Так стоит ли менять шило на мыло?
Останется ли «пуговка»?
Пробное обследование здоровых детей с помощью нового препарата началось только с 2012 года. Чиновников, которые предлагают отказаться от «пуговки», не смутило противоречие в этом вопросе с действующим СанПиНом, где речи о ДСТ вообще не идёт (только проба Манту).
На официальном портале правовой информации висит приказ о порядке проведения профосмотров для выявления туберкулёза. Там сказано, что с этой осени пробы с Диаскинтестом полностью заменят пробу Манту для всех, кроме детей до семи лет.
«Приняв слишком быстрое решение о замене (пробы манту на ДСТ), мы можем попросту потерять отлаженную систему туберкулинодиагностики и представление о том, сколько у нас инфицированных детей. А ведь наша система профилактики строилась на том, чтобы выявлять не только больных детей, но и инфицированных, и в случае необходимости начинать превентивное лечение», – приводит комментарий заведующей кафедрой фтизиатрии Санкт-Петербургского ГПМУ, д.м.н. Марины Лозовской «Российская газета».
Мнение эксперта из Белгорода
Нас заинтересовало мнение экспертов в нашем регионе. Белгородская область входит с число лидеров в ЦФО с низким показателем заболеваемости туберкулёзом. Корреспондент ИА «Бел.Ру» взял комментарий у заведующего Центром оздоровления детей и подростков в Белгороде, главного внештатного специалиста по детскому туберкулёзу департамента здравоохранения Белгородской области Игоря Гринько.
У нас в области эта проба введена с 2008 года. Введена она в специализированных учреждениях – в детских центрах в Белгороде и в Старом Осколе. Что касается непосредственно Диаскинтеста – существует проблема в приобретении этого препарата. Каждый руководитель отделения должен сам беспокоиться об этом. Он достаточно дорогой, и поэтому мы часто делимся с районами. Диагностика туберкулёза у нас проходит в два этапа – сначала туберкулинодиагностика, потом применение ДСТ-диагностики.
Моё мнение, которое совпадает с корифеями фтизиатрии, таково, что один метод не исключает другой. Оба необходимо применять, так как они преследуют разные цели. То есть заменить одно другим считаю нецелесообразным. Кроме того, насколько мне известно, официального приказа о внедрении ДСТ пока что нет. В конце июля мы проводили межрегиональное собрание, где присутствовали представители Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов ЦФО. Мы все высказали своё мнение. Никто не против, если выйдет официальный приказ Минздрава.
Игорь Гринько