Бумажный спам – это объявления и мелкая реклама, которая вывешивается самовольно. Чаще всего объявления появляются на подъездах многоквартирных домов, на территориях учебных заведений, торговых центров.
«В основном бумажный спам – это реклама. Доля частных объявлений небольшая», – утверждает Виталий Перцев.
В объявлениях частников могут предлагаться ремонт бытовой техники, услуги грузчиков, аренда жилья, кредитование, работа. В учебных заведениях это репетиторство, подготовка курсовых и дипломных работ. То есть значительная часть объявлений – это информация об услугах фрилансеров.
«В принципе, в объявлениях предлагают то, что людям нужно», – признаёт главный архитектор региона.
В то же время у инициаторов расклейки бумажного спама имеются возможности для размещения объявлений бесплатно на специальных сайтах, в газетах бесплатных объявлений. То есть добраться до потребителя на улице, у подъезда – отнюдь не единственный способ заявить о себе.
«Это возможность размещать объявления цивилизованно, не нарушая качества городской среды», – говорит Виталий Перцев.
Поэтому региональные власти инициировали проект по сокращению неконтролируемого размещения бумажных объявлений. В области разработаны единые правила размещения объявлений. Для этого будут установлены специальные доски. Их типовые конструкции уже разработаны. Производством стендов в регионе займутся три фирмы.
Также проект предусматривает повышение ответственности организаций, которые обслуживают информационные щиты.
У нас есть организации, которые развешивают щиты, на коммерческой основе принимают объявления у населения и на этих щитах размещают. По нашей с ними договорённости 25 % поля предназначены для расклейки бесплатных объявлений. В бесплатной зоне размещают объявления вроде «Пропала собака», «Пропала кошка» и так далее. Виталий Перцев
главный архитектор Белгородской области
Эти организации, по словам Виталия Перцева, уже приняли предложения властей, оформленные в новом проекте, и начали по ним работать. Взаимоотношения между «объявительными» фирмами и администрациями муниципалитетов прописываются в специальном договоре.
«Самые главные нарушители – это ТСЖ. Объявления вешают те, кто должен за этим следить. О собрании жильцов, об отключении воды. Да, это нужно. Хотя те ТСЖ, которые имеют договоры по обслуживанию подъездов, ведут себя более организованно», – говорит Виталий Перцев.
Что касается санкций, которые налагаются властями за нарушения при распространении бумажного спама, они применяются и сейчас. Однако «достать» нарушителя оказывается не всегда возможным. Для этого его нужно буквально поймать за руку. Если же рекламодатель нанимает для этого специального распространителя – а так обычно и происходит – найти «концы» оказывается практически невозможным.
Новые доски объявлений будут установлены в местах наибольшего людского трафика. Это прежде всего остановки общественного транспорта, магазины, рынки, учебные заведения, подъезды многоэтажек. Для различных мест специалисты разработали типовые установки для объявлений: для исторической части города, современной части города, для районов ИЖС, для подъездов.
Сейчас для распространителей несанкционированной рекламы предусмотрен штраф в размере двух тысяч рублей на граждан, до 10 тыс. рублей – на должностных лиц, до 80 тыс. рублей – на юридических лиц.
Завершить проект планируется в августе 2016 года.