Posted 5 марта 2015,, 07:48

Published 5 марта 2015,, 07:48

Modified 29 июля 2022,, 13:29

Updated 29 июля 2022,, 13:29

Режиссёр Николай Чиндяйкин представил в Белгороде свою версию пушкинской новеллы «Моцарт и Сальери»

5 марта 2015, 07:48
Заслуженный и народный артист России, актёр театра и кино, театральный режиссёр Николай Чиндяйкин впервые приехал в Белгород на IV Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья».

«Так случилось, что я в вашем городе не был. Для меня это странно за столько лет поездок… Я даже не сразу понял, что я здесь не был. А мне всегда хотелось побывать у вас, потому что вы свой город серьёзно так позиционируете, довольно громко о нём говорите, – рассказал Николай Чиндяйкин. – Я приехал на день раньше и имел возможность посмотреть город, даже в Диораме был. И надо сказать, что не зря вы так о нём говорите. Говорите и дальше, город прекрасный!»

Актёр приехал в Белгород по приглашению музыкального руководителя фестиваля BelgorodMusicFest Борислава Струлёва. В этом году на сцене развернулось не только большое музыкальное, но и театральное шоу. «Театральная глыба» Николай Чиндяйкин, как назвал его Борислав Струлёв, и композитор Сергей Дрезнин представили белгородской публике свою версию маленькой трагедии Пушкина. Из четырёх новелл артисты выбрали «Моцарта и Сальери».

«Это всего лишь наша версия. Это не спектакль, я бы не хотел так его называть. Это версия, которую мы придумали с моим другом Сергеем Дрезниным, – заметил Николай Чиндяйкин. – Сегодня мы с вами вспомним, на мой взгляд, жемчужину литературы – «Моцарта и Сальери».

И вот на сцену вынесли реквизит: красные кресла с белыми подлокотниками и неизменный атрибут этой трагедии – два бокала. «Комната Сальери, Сальери один. Один Сальери!» – настойчиво повторил Николай Чиндяйкин, намекая Бориславу Струлёву покинуть сцену.

Со слов «все говорят: нет правды на Земле» началась музыкальная постановка. Из глубины зала на сцену вышел Моцарт. В красном сюртуке, с завязанным на затылке хвостом – характерной для великого композитора причёской, Сергей Дрезнин действительно внешне напоминал Моцарта. Экспрессивный, увлечённый он рассказывал другу о своих наработках и душевных переживаниях.

Спустившись со сцены в зрительный зал и разместившись в центральном проходе, Сальери занял наблюдательную позицию. Он был в тени и в то же время на виду. Сальери оценивающе наблюдал, как его друг, приняв заказ от человека в чёрном, писал свой Реквием. Претерпевая неудачи, он снова начинал работу.

На протяжении всей постановки Сергей Дрезнин, он же Моцарт, как и положено композитору, не отходил от фортепиано, периодически наигрывая известные произведения своего героя.

В такой музыкальной детализации внутреннего мира главных героев раскрывается главная идея – показать образы гения и злодея. И вот финал: Моцарт уходит отдыхать, и все понимают, что сегодня он уснёт навсегда.

Терзаемый необратимым концом, Сальери задаётся вопросом: «Гений и злодейство – вещи несовместные. А Бонаротти? Или это сказка тупой бессмысленной толпы, и не был убийцей создатель Ватикана?»

Гаснет свет, игра окончена. Восторженный Борислав Струлёв объявляет перерыв, сообщая зрителям: «Теперь вы можете наполнить бокалы. Не бойтесь, никого Сальери там нет».

«Каждая такая работа даёт надежду на следующую встречу. Я рад за Белгород, что здесь есть такая фигура, как Борислав, – рассказал Николай Чиндяйкин. – Я сейчас ему только сказал: «В тебе умер драматический артист, помимо того, что ты великий музыкант».

Виталина Скрипина

Фото автора

"